Костромитина Валентина Георгевна
Применение уровневых заданий по окружающему миру в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться
Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.
Публикация «Применение уровневых заданий по окружающему миру в начальной школе» размещена в разделах
Свое выступление хотелось бы начать с высказывания : Федора Ивановича : «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания»
Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для сильного и для слабого ученика.
Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться
Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.
Применение уровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Уровневые задания с успехом могут быть использованы
• При изучении нового материала
• При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
• При проверке знаний.
Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.
Применение уровневых заданий при обучении весьма актуально. Такие задания помогают поддерживать интерес к изучению предметов, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.
Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Уровневое обучение – это система организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала разными учащимися, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося
Цель уровневого обучения : организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне его возможностей и способностей.
По функциональному описанию выделяют следующие уровни усвоения учебной деятельности:
· репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание);
· продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение);
· творческий (применение знаний в новой ситуации).
Сегодня я представлю уровневые задания в следующем порядке :
1 уровень-узнавание
2 уровень-воспроизведение
3 уровень-понимание
4 уровень- применение в знакомых условиях
5 уровень-применение в новых условиях
Вашему вниманию я представляю уровневые задания по Окружающему миру для 4 класса по разделу «Древняя Русь»
Первый уровень Узнавание. На этом уровне происходит организация репродуктивного действия, ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; прочитай текст, прочитай выразительно». Задания этого уровня применяются на этапе актуализации раннее полученных знаний.
Для этого уровня я предлагаю задание - установи соответствие между божествами и их функциями.
Цель задания- формирование умении группировать факты по теме «Верования древних славян. Обучающимся предлагается установить соответствие между божествами и их функциями. Для выполнения этого задания обучающемуся необходимо внимательно прочитать задание и установить соответствие.
На этом уровне критерием оценивания является словесный комментарии. Если обучающийся не допустил ни одной ошибки, то можем оценить его как «Молодец» если одна ошибка, то хорошо.
Следующий уровень- воспроизведение. Цель - воспроизведение ранее полученных знаний. Задания этого уровня могут быть применены на этапе постановки учебной задачи, а также актуализации знаний. Обучающимся необходимо вспомнить ранее изученную на уроке информацию и выполнить задание
Обучающимся предлагается заполнить пропущенные слова в тексте. Задание способствует формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы. На задании этого уровня я использовала платформу леннинг апс. Обучающемуся предлагается текст в котором пропущены слова. При нажатии на пустой прямоугольник появляются несколько понятии из которых обучающийся должен выбрать один вариант. Для того чтобы правильно выполнить это задание обучающемуся необходимо внимательно прочитать текст и выбрать нужный вариант. При правильном выполнении выбранные понятия загораются зеленым цветом и появляется словесное суждение при неправильном выполнении загорается красным цветом. Критерии оценивания задания :
«5» - не допущено ни одной ошибки,
«4» - допущена 1 ошибка
Следующий уровень-понимание; Цель: понимание и применение полученных знаний; Задания этого уровня могут быть применены на этапе открытия новых знаний. Обучающимся необходимо применить полученные знания и распределить слова по двум группам, с одной стороны древние славяне, с другой древняя Русь. Данное задание способствует формированию умений отличать образ жизни древних славян от древней руси.
На задании этого уровня я использовала платформу леннинг апс. Обучающимся предлагаются слова, они должны их распределить, после распределения всех слов, можно нажать в нижнем правом углу на синюю галочку и проверить правильность выполнение задания, при правильном выполнении задания распределенные слова загораются зеленым цветом, если в группе есть лишние слова загораются красным цветом.
Критерии оценивания:
Отметка «5»- задание выполнено верно, без ошибок
Отметка «4»- задание выполнено верно, допущена 1-2 ошибки
Отметка «3»- задание выполнено верно, допущено 3 и более ошибок
4 уровень- применение в знакомых условиях
Цель: применение полученных знаний на практике, без заранее заданных норм действий и правил
Обучающимся необходимо составить схему управления древнерусского государства, без заранее заданных норм действий и правил. Данное задание способствует формированию умения структурировать полученную информацию в виде схемы.
Предполагаемые ответы детей:
1. -Вече-община
2. -Дружина-старшая (бояре, дума, совет князя, воеводы) митрополит.
3. -Младшая (отроки, гриди-мечники, вирники)
4. -Митрополит
Критерии оценивания задания :
Отметка «5»-0 ошибок
Отметка «4»-1 ошибка
Отметка «3» - 2-3 ошибки
5 уровень- Применение в новых условиях
Цель: творческое применение знаний по изученной теме
Обучающимся необходимо составить рассказ от имени Ярослава Мудрого
Данное задание способствует развитию интеллекта и исторического мышления
Выполняется с использованием дополнительной литературы, интернет источников.
Предполагаемые ответы детей:
Рассказ: Я князь Ярослав Мудрый, сын Великого Владимира Святославовича. Свое прозвище Мудрый я получил за любовь к просвещению и за то что создал первого известного на Руси свода законов. Родился я в 978 году, в семье, который принадлежал роду Рюриковичей. .
Критерии оценивания задания :
«5»- содержание работы полностью соответствует теме; фактические и логические ошибки отсутствуют; содержание изложено последовательно; работа отличается богатством понятийного словаря, точностью словоупотребления;
«4»- содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от нее) имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения, последовательности в изложении мыслей, отдельные непринципиальные ошибки.
«3»-допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения.
Таким образом, применение уровневых заданий на уроке предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Использование уровневых учебных заданий на уроках позволяет всем учащимся быть вовлеченными в учебный процесс, чувствовать себя причастным к открытиям, получать удовольствие от процесса обучения.