Богачева Лидия Николаевна
Мастер-класс «Биолог-эколог». Знакомство с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Знакомство с профессиями, связанными с биологией.
Задачи:
изучить материалы о разновидностях биологических наук;
дать характеристику некоторых профессий;
привлечь внимание к занятиям естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования.
Ход занятия
Вводное слово педагога
Совсем скоро вы будете выбирать свой жизненный путь. Чем заниматься? Чему отдать предпочтение?
Публикация «Мастер-класс „Биолог-эколог“, Знакомство с профессиями» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы поговорим о биологии. Этот предмет нравится многим и его часто выбирают при сдаче экзаменов. Он считается интересным и несложным. Но, чтобы успешно пройти испытания, надо знать немало. Кто углубленно занимался биологией, знает, о чем идет речь. Чтобы убедиться в этом, давайте совершим небольшую «экскурсию» по направлениям этой науки и смежным профессиям, связанным с этим предметом.
(Занятие ведется в форме диалога с учениками. Задаются вопросы на знание, мышление, обдумывание. В случае неверного или неполного ответа педагогом даются пояснения. Идет показ слайдов, соответствующих обсуждаемому вопросу.)
1.1. Что такое биология?
Биология — это наука, изучающая живые организмы и взаимодействие между ними.
• Область биологии, которая занимается изучением растений, — ботаника (слайд 1.)
• Животных изучает зоология (слайд 2.)
• Микробиологи изучают микроорганизмы, начиная от неклеточных форм – вирусов, до сложных механизмов, происходящих в клетке.
К примеру, так выглядит коронавирус выявленный в 2015 году в Южной Корее, несущий новую эпидемиологическую угрозу (слайд 3.)
• Цитологи (греч. «клетка» и — «учение», «наука») изучают живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти (слайд 4.)
• Генетики занимаются очень важным делом. Они исследуют закономерности наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека. Здесь вы видите хромосомы внутри ядра клетки под увеличением электронного микроскопа (слайд 5.)
• Анатомия (от греч. - — вновь, сверху и — «режу», «рублю», «рассекаю») — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного (слайд 6.)
• На сегодняшний день наблюдается обострение экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Всем этим занимаются экологи (слайд 7.) Наша планета хрупка как стекло, ее нужно беречь от невзгод и потрясений!
1.2. Биология и профессии
Теперь попробуем перечислить все известные профессии, связанные с биологией. С этим предметом связаны профессии в сферах человек – природа и человек – человек (предположительные профессии, которые назовут ученики) :
• Растения и растениеводство
Сюда относятся самые различные профессии : агроном, виноградарь ландшафтный дизайнер, обработчик овощей и фруктов, цветовод.
Агроном
Знать и приумножать природу, создавать новые сорта сельскохозяйственных культур, выращивать хлеб и защищать растения – обязанности агронома, самой распространенной профессии растениеводов. Подготовку агронома с высшим образованием осуществляют высшие сельскохозяйственные учебные заведения, а со средним образованием – сельскохозяйственные техникумы. В процессе обучения в высшем учебном заведении он может получить специальность агроном – почвовед, агроном по защите растений, агроном – агрохимик. Так же есть агроном – семеновод, агроном – плодоовощевод, агроном по хранению сельскохозяйственной продукции (слайд 8.)
• Животные и животноводство
Например: кроликовод, оленевод, тренер лошадей и многие другие профессии (слайд 9.)
Ветеринар
И. П. Павлов: «Медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач – человечество». Ветеринарный врач – активный деятель ветеринарно-санитарного надзора. Получить специальность можно в ветеринарном вузе и на ветеринарных факультетах сельскохозяйственных вузов (слайд 10.)
• Лесное хозяйство.
Лесник и техник - инженер лесного хозяйства. Готовят их в профтехучилищах (слайд 11.)
• Человек
Врач
Профессия врача – одна из самых древних в мире. Его задача – использовать свои знания для предупреждения и лечения. Кроме того, врач должен укреплять иммунитет человека и сохранять его здоровье. Практикующий специалист занимается профилактикой, диагностикой и терапией болезней и травм. Поэтому, кого интересует анатомия, могут смело выбирать профессию медицинского работника. А это: врачи разных специализаций, медсестры, акушеры (слайд 12.)
Фармацевт
Также биология необходима тем, кто хочет работать в фармацевтической промышленности, то есть в сфере разработки, производства и реализации лекарств (слайд 13.)
И, конечно, учитель или научный сотрудник. Он занимается теорией и практикой. Проводит исследования и эксперименты. Обучает учеников и студентов (слайд 14.)
Рекомендации ученикам
Вот некоторые учебные заведения Тамбовской области, которые готовят высококвалифицированных специалистов: Тамбовский областной медицинский колледж (4 специальности, Медицинский институт ТГУ имени Г. Р. Держа? Вина по 16 специальностям, ТГТУ (имеющий экологический факультет, Мичуринский государственный аграрный университет. Учреждения хорошо зарекомендовали себя, у них высокий рейтинг и еще одно преимущество – находятся в регионе проживания
Практические задания
№1.
№2. Разгадайте кроссворды
Скелет птицы»
1 в е р х н я я ч е л ю с т ь
2 н и ж н я я ч е л ю с т ь
3 ш е й н ы е п о з в о н к и
4 п л е ч о
5 г р у д н ы е п о з в о н к и
6 к л ю ч и ц а
7 в о р о н ь я к о с т ь
8 г р у д и н а
9 к и л ь
10 г о л е н ь
11 п а л ь ц ы с т о п ы
12 с т о п а
13 ц е в к а
14 б е д р о
15 т а з
16 к о п ч и к о в а я к о с т ь
17 х в о с т о в ы е п о з в о н к и
18 р ё б р а
19 п р е д п л е ч ь е
20 к и с т ь
21 л о п а т к а
22 ч е р е п
№3
Грибы»
1 п о г а н к а
2 п е н е к
3 м а с л е н о к
4 г р и б н и ц а
5 р я д о в к а
6 р ы ж и к
1. Самый знакомый и ядовитый гриб
2. Назовите основную часть гриба
3. Маслянистый гриб
4. Часть гриба находящаяся в земле
5. Этот гриб растет рядочками
6. Гриб рыжего цвета
№4
«Съедобные и несъедобные грибы»
1 м а с л е
н к
2 м у х м о р
3 р ж и к
4 б е л й
5 г р з д ь
6 в о л н ш к а
1. Масляной гриб
2. Гриб отрава для мух
3. Гриб, с цветом лисьей «шубки»
4. Толстоногий гриб
5. И сухой, и мокрый
6. Волнистый гриб
№ 5.
«Память»
1 н е п р
и з в о л ь н а я
2 б р а з н а я
3 э м о ц и н а л ь н а я
4 с л в е с н а я
5 д в и г а т е л ь н а я
1. Сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения
2. Помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы 3. Память прочно сохраняет пережитые человеком чувства
4. Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов
5. Память, лежащая в основе обучения движениям и навыкам
Подытожим: роль биологии в жизни человека огромна. Она связана с другими науками: химией, географией, историей, физикой, математическими дисциплинами, философией. Методы изучения разнообразны. Они включают наблюдение, эксперимент, описание, сравнительный анализ, математическое моделирование и многие другие.
Делайте правильный выбор, расширяйте и углубляйте свои знания, и вы обязательно добьетесь успеха!