МААМ-картинки

Применение технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей

Елена Загнойко
Применение технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь.

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Публикация «Применение технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей» размещена в разделах

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому можно использовать биоэнергопластику. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Термин «биоэнергопластика» состоит из 2-х слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия : био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения руки показывают, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры речи детей шестилетнего возраста. Авторы рекомендуют использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. При проведении занятий по предложенной авторами системе формируются дикция, голос, интонация, воспитывается произвольность поведения, формируется речемыслительная деятельность.

На основе методических рекомендаций и пособий А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, В. В. Коноваленко, Е. В. Мазановой, Л. С. Волковой и др. Бушлякова Рита Григорьевна разработала конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

Целью данного пособия является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики. Методика использования и примерное планирование занятий с применением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой апробировались в течение 2-лет в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения. Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используются придуманные герои перчаточного театра Чупа и Чупс. Автор отмечает, что многие дети длительное время осваивали одновременное выполнение упражнений ведущей рукой и артикуляционными органами. На начальных этапах обучения прослеживалась асинхронность выполнения, замедленность движений, сосредоточенность внимания ребенка либо на выполнении артикуляционного упражнения, либо на выполнении движения руками.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Пальцево-речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счет, стихотворные строки.

Первый этап

Обследование строения и подвижности органов артикуляции (наблюдение за состоянием мимической мускулатуры, наблюдение за строением губ, зубов, и твердого и мягкого неба, языка и подъязычной уздечки; исследование: подвижности нижней челюсти, губ, щек, языка). Обследование состояния звукопроизношения. После обследования учитель – логопед составляет заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения, подбирает комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков. Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на непродолжительное время, и динамические, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений.

Второй этап

На втором этапе работы детей знакомят со строением органов речи и артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. При выполнении упражнения учитель-логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнить упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс учитель-логопед сопровождает движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражают педагогу и выполняют похожие движения руками.

Третий этап

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом. Учитель-логопед выполняет упражнения вместе с ребенком. Знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра Чупой и Чупсом. Взрослый объясняет и показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке.

Четвертый этап

Выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

Пятый этап

Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке. Педагог следит за точным и плавным выполнением упражнений.

Шестой этап

Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями обеих рук. Ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.

Седьмой этап

На данном этапе используются сказки о приключениях Чупы и Чупса. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку о Чупе и Чупсе, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

Общие рекомендации

1. После обследования подбирается комплекс артикуляционной гимнастики, который должен включать как статические, так и динамические упражнения.

2. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к выполнению сложных движений.

3. На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполняют в медленном темпе, сидя перед зеркалом, ребенку предлагается разучить от 3 до 4-5 упражнений.

4. Количество повторов каждого упражнения от 4 до 6-7 раз.

5. использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

6. Если во время разучивания артикуляционной гимнастики ребенок не может выполнить какое-либо движение, необходимо использовать механическую помощь для вытягивания губ вперед или для поднятия языка вверх и т. д.

7. Гимнастику необходимо разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов.

8. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики. Способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторик, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания. Мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивает и укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Литература:

1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М. : АСТ: “Астрель”, 2007.– 60 с.

2. Косинова, Е. А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких [гимнастика для пальчиков, развитие памяти и воображения, развитие речи и речевого слуха, преодоление речевых дефектов, упражнения для выработки правильного, чёткого произношения, артикуляционная гимнастика] [Текст] / Е. А. Косинова. – М. : Олисс: Эксмо, 2007. – 173 с.

3. Косинова, Е. А. Уроки логопеда: игры для развития речи [Текст] / Е. А. Косинова. – М. : Эксмо, 2007. – 173 с.

4. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика [Текст] : практическое пособие, 2-е издание / Е. Н. Краузе. – СПб. : Корона принт, 2005. – 75 с.

5. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 235 с.

6. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2007. – 90 с.

7. Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / В. А. Солнцева, Т. В. Белова. – М. : АСТ: “Астрель”, 2007. – 93 с.

8. Фомичёва, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] : практикум по логопедии / М. Ф. Фомичёва. – М. : Просвещение, 1989. – 238 с.

9. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Лань, 1997. – 31 с.

10. Ястребова, А. В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет [Текст] / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. – М. : Арктур, 2001. – 142 с.

11. Ястребова, А. В. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей [Текст] / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. – М. : АРКТИ, 1999. – 134 с.

Публикации по теме:

Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности МБДОУ “Детский сад № 151 комбинированного вида Ново-Савиновского района г. Казани Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной.

Консультация для педагогов «Условия использования приемов ТРИЗ технологии в процессе формирования связной речи у детей» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Мастер-класс практический «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей» Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей» Проводится игра.

Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том.

Применение технологии «Клубный час» в детском саду Наш детский сад 2й год использует в работе технологию социализации дошкольников Н. П. Гришаевой. Основная цель – поддержка детской инициативы.

Применение технологии «Кроссенс» в лепке Применение технологии «Кроссенс» В продуктивной деятельности детей подготовительной группы. Лепка по мотивам произведения Н. Носова «Приключения.

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Здравствуйте, коллеги. Хочу поделиться с вами опытом использования технологии «Ситуация» в организации НОД «Лес наш друг» в группе компенсирующей.

Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Педагоги, занимающиеся проблемами.

Применение технологии проблемного обучения в музыкальном воспитании МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 23:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Загнойко (УИ 184953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД