Лилия Сергеевна Бариева
Применение технологии «Активные методы обучения» в процессе проведения занятий в изостудии
▼ Скачать + Заказать документы
Применение технологии «Активные Методы Обучения» в процессе проведения занятий в изостудии «Цветик-Семицветик»
Автор: Бариева Лилия Сергеевна, педагог дополнительного образования.
Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи".
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- ИЗО. Образовательные технологии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения технологии "Активные методы обучения " на занятиях в изостудии с детьми 6-8 лет.
Что же такое «Активные методы обучения»?
Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. На наш взгляд, в данном определении, важными представляются слова активность, разнообразие мыслительной и практической деятельности.
Существуют авторские АМ, заимствованные и адаптированные.
Авторский АМО – придуманный педагогом самостоятельно для реализации учебных задач образовательного мероприятия.
Заимствованный активный метод обучения – полностью берется из первоисточника (методическая литература, Интернет, др.) и без изменений применяется.
Заимствованный, но измененный или адаптированный активный метод обучения – это метод обучения, который берется из первоисточника, адаптируется педагогом применительно к целям и задачам собственного образовательного мероприятия с учетом специфики конкретной дисциплины и условий его проведения. В случае описания данного метода в письменной форме, указание названия оригинального метода и ссылки на первоисточник его нахождения обязательно.
Занятие, построенное по технологии АМО состоит из трех фаз:
Начало ОМ.
Работа над темой.
Завершение ОМ.
Каждая фаза подразделяется на этапы. Подчеркнем, все, используемые в процессе занятия, АМО соответствуют общей логике. Дидактическая цепочка взаимосвязанных АМО, дополняющих, удачно подобранных к возрасту детей и виду деятельности, способствует реализации поставленных цели и задач конкретного занятия.
Анализ применяемых в изостудии методов, приемов показал, что психогимнастика, гимнастика для пальчиков, развивающие игры, педагогический инструментарий ТРИЗ-РТВ, танцевальные динамические паузы – это и есть активные методы обучения! А, если объединены одной темой, то – это, просто, очень хорошо!
Усиление педагогического внимания было направлено на вторую фазу «Работа над темой». Ознакомление с новой темой, обобщение изученного. Мультимедийные презентации позволяют красочно и доступно рассказать детям об основных моментах темы. Только презентации стало мало. К ней добавились АМО «Лекция с запланированными ошибками» для детей 6-8 лет, «Задайте вопрос» для детей 7-8 лет.
Приведем примеры.
«Лекция с запланированными ошибками».
Ошибка может быть:
количественной (рассказываете о видах дельфинов обитающих в Черном море – белобочка, афалина, азовка, чем питаются, как спят, дышат и т. д. Делаете вывод, что в Черном море обитает 10 видов дельфинов);
фактической (искажение названий, фамилий);
содержательной (дельфины это рыбы; или на слайде картина японского художника Ауа Кото вы её описываете – картина выполнена тусклыми серо-зелеными цветами, взгляды дельфинов вызывают страх и опасность…);
логической (людям не нравятся дельфины, поэтому они их изображают на картинах).
АМО «Баба Яга».
Организация детей: 3 группы по 5 человек.
Время: 30 мин.
Материал: каждой группе рисунок с изображением Бабы Яги, лист бумаги А 3 формата, карандаши, фломастеры. Карточки с двумя столбцами.
Проведение: педагог рассказывает о бабе Яге – о том, что в переводе с древнерусского «ягать» значит ругаться. Изображается она в старой, лохматой, плохо одетой женщиной. Вопрос: как вы думаете, всегда ли Баба Яга была такой? Если нет, то как дошла до такой жизни?
Педагог предлагает в первом столбике обозначить картинками схемами действия, которые способствуют превращению в Бабу Ягу. Во втором столбике – выходу из этого состояния. Затем педагог предлагает исправить портрет Бабы Яги в соответствии с рекомендациями.
После того, как группы выполнят эту работу, они должны показать результаты. Выбирается самая красивая Баба Яга.
АМО «Скульптурные композиции».
Организация детей: деление на 2-3 группы.
Время: 5-8 мин.
Материал: каждой группе дается репродукция картины художника, чье творчество изучается в данный момент. Репродукции не показываются другим командам.
Проведение: детям предлагается изобразить картину, сделать живую скульптурную композицию. Другие команды отгадывают.
АМО «На линии огня».
Организация детей: деление на пары.
Время: 10-15 мин.
Материал: образец рисунка педагога к заданной теме. Итог работы.
Проведение: педагог сообщает название игры. Показывает свой результат рисования, совместно с детьми. Дети выстраиваются парами, лицом друг к другу. Один играющий называет плохое, второй, тут же хорошее.
В настоящее время разработано более 140 активных методов обучения.
Существует электронная книга «Копилочка активных методов обучения».
Таким образом, эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка, подбор методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним, обычно, относят:
способность принимать решения,
коммуникативные умения и качества,
умения ясно формулировать свои мысли,
умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,
лидерские умения и качества,
умение работать в команде.
Кроме того, применение в работе АМО дает возможность педагогу сделать свою работу более интересной. Обогатить свой педагогический сундучок. И когда, возникает необходимость, успешно пользоваться наработками!
В связи с этим, уместно будет процитировать слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни».