Анна Голомб
Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Как говорил Одоевский В. Ф. "Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
Актуальность:
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.
Публикация «Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Основные требования педагогической технологии :
1. Концептуальность;
2. Системность;
3. Управляемость;
4. Эффективность;
5. Воспроизводимость.
Современные образовательные технологии :
1. Здоровьесберегающая технология;
2. Технология проектной деятельности;
3. Технология исследовательской деятельности;
4. Информационно-коммуникационная технология;
5. Личностно-ориентированная технология;
6. Игровая технология и др.
Здоровьесберегающая технология.
Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающей технологии :
1. Медико-профилактическая;
2. Физкультурно-оздоровительная;
3. Обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка;
4. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;
5. Образовательная;
6. Обучение здоровому образу жизни;
7. Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.
Технология проектной деятельности.
Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Виды проектов:
1. Исследовательско-творческие;
2. Ролевые, игровые;
3. Ознакомительно-ориентировочные (информационные);
4. Практико-ориентированные (прикладные);
5. Творческие.
Технология исследовательской деятельности.
Цель: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность и исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
1. Постановка и решение вопросов проблемного характера;
2. Наблюдения;
3. Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
4. Опыты;
5. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
6. "Погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;
7. Подражание голосам и звукам природы;
8. Использование художественного слова;
9. Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
10. Трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационная технология.
Цель: Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.
Использование компьютерной технологии помогает :
1. Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
2. Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
3. Формировать информационную культуру у детей;
4. Активизировать познавательный интерес;
5. Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
6. Формировать интерес воспитателя к работе;
7. Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
Личностно-ориентированная технология.
Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие (ане формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Причины личностно-ориентированной технологии :
1. Построение доверительных отношений с малышом;
2. Общение с ребёнком на равных;
3. Уважение личности и достоинства маленького человечка;
4. Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка.
Игровая технология.
Цель: Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Важнейшие функции игр:
1. Развлекательная (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие. воодушевить, пробудить интерес);
2. Коммуникативная: освоение диалектики общения;
3. Самореализация в игре как на "полигоне человеческой практики";
4. Терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. Коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. Межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
8. Социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Вывод.
Эффективность использования педагогических технологий зависит от исходного уровня специальных знаний и умений разработки реализации технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Это предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения и по содержанию, и по его организации.