Валентина Криницына
Применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать
Работа с детьми с ограниченными возможностями требует от педагогов особого подхода. Для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ОВЗ необходимо создание комфортной образовательной среды, применения учителями новых педагогических технологий и действенных форм обучения. Ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению. Когда педагог даёт детям свободу, позволяет быть самостоятельными, учащиеся демонстрируют способности. Поэтому учителю нужно чаще давать на выбор несколько заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности. При таком отношении проявляются образовательные потребности учащихся, что даёт толчок к развитию мотивации и познавательного интереса.
Публикация «Применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Всем известно, что у человека функционируют два полушария: левое и правое. Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей.
Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как быстрее развить левое полушарие:
• ежедневно решать математические задачи разной сложности;
• тренироваться в задачках на логику и смекалку;
• разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.
Развитие правого полушария
Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правая часть мозга все равно остается доминирующей, но вот другим детям полезно узнать, как развить правое полушарие:
• посещать творческие мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. д.);
• сочинять стихотворения или рассказы;
• задействовать левую руку при выполнении привычных действий;
• визуализировать различные образы;
• воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.
Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.
Упражнения для детей
1. Непривычное рисование. Одновременно правой и левой рукой рисовать одинаковые рисунки. Данное упражнение развивает моторику, улучшает пространственное восприятие, синхронизирует полушария мозга.
2. Кулак – ребро – ладонь. Выполнить поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно.
Данное упражнение активизирует процессы чтения и письма, повышает концентрацию, улучшает мыслительные процессы.
3. Упражнение кулак – ладонь. При выполнении данного упражнения необходимо сжать руку в кулак, при этом большой палец должен быть поднят вверх, затем ладонь смотрит вниз, а большой палец направлен вниз.
4. Перебирание пальцев. Необходимо поочередно перебирать пальцы, касаясь большого пальца руки и в обратном направлении.
Я выбрала из огромного перечня нейрогимнастичеких упражнений именно эти, т. к. их возможно применять непосредственно на уроке. Они не занимают много времени и очень просты в исполнении, а учитывая переполненность классов и ограниченность помещений, а также специфику возраста данные упражнения наиболее уместны.
По мере овладения упражнениями ребёнок становится более уверенным в себе, и таким естественным образом улучшается эмоциональное состояние ребёнка. Эмоции, за которые отвечает лимбическая система в головном мозге, определяют разрядку нейропередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе, удивление — всё это влияет на нашу иммунную систему.
Таким образом, нейрогимнастика способствует коррекции психического и физического развития детей.
Литература
1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
2. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М. : Изд-во МГУ, 1962 - 1-е изд. ; 1969 - 2-е изд. ; М. : Академ. проект, 2000 - 3-е изд. ; СПб. : Питер, 2008 - 4-е изд.
3. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Под редакцией Ж. М. Глозман/