Елена Васютина
Применение методов бережливого управления в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Применение методов бережливого управления в дошкольной образовательной организации
Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.
Публикация «Применение методов бережливого управления в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
При организации работы в группе, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Алгоритмы и правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. Сам составляет для себя алгоритмы: распорядок дня, порядок в портфеле, схема пути в школу и др. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения.
1. Бережем время.
Правила, схемы, подсказки, алгоритмы могут быть использованы во всех рабочих помещениях группы: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, схема складывания игрушек, схема дежурства и пр.
2. Бережем место.
Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем. Оставшееся место также необходимо рационально использовать. При помощи разметки, пространство на полу можно организовать как площадку для подвижных и интеллектуальных игр: классики, гоночная трасса, извилистые дорожки, «кочки» для перепрыгивания, боулинг, шашки, шахматы и многое другое.
Кроме того, практично использовать мобильные передвижные платформы, представляющие собой невысокий «подиум» на колесах. Благодаря данной площадке для игры, ребенок, имея несложное оборудование может сам организовать сюжетно-ролевую игру (ферма, прачечная, больница, детский сад и др.) Для атрибутов игры могут использоваться макеты людей и животных, деревьев и автомобилей, заранее подготовленные картонные коробки в виде зданий, космических кораблей, бытовой техники и пр. При объединении нескольких оборудованных передвижных панелей можно разыграть сюжет из жизни одного детского сада или целого города, тем самым создавая свой неповторимый сюжет.
Большое значение для хорошо организованной и продуктивной игры имеет наличие игрушек. Их должно быть достаточно, для того, чтобы хватило всем желающим поиграть. Количество игрушек должно пополнятся с ростом потребностей и интересов детей. Игрушки должны иметь удобное расположение, хранится в зоне доступа и в поле видимости ребенка. Каждая из них должна иметь свое место, для этого можно провести игру «Знакомство с новой игрушкой». Педагог фиксирует внимание детей и предлагает познакомится с новым «жителем» группы. Можно обсудить с детьми внешний вид игрушки, из чего она сделана, для чего предназначена, дать новому герою имя и конечно, определить новое место нахождения. После этого обсуждаются правила бережного обращения с игрушками. Для наглядности в группах возможно схематично, либо в виде фотографии разместить правила расположения игрушек. Это ускорит наведение порядка в группе после игры и исключит неправильное расположение игрушек по зонам. Для спортивной формы – открытая стойка с вешалками, на которые дети вешают каждый свой брелок, чтобы не перепутать. В итоге футболки и шорты не мнутся, когда они хранятся в шкафчиках, и процесс одевания на физкультуру ускоряется.
3. Бережем себя.
Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Им может стать красный цвет. Он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, наносятся маркёры красного цвета.
Работа по сбережению жизни и здоровья ребенка включает в себя также формирование представлений об опасных случаях, вредоносных факторах, чрезвычайных ситуациях, которые могут оказать на него влияние вне стен дошкольного учреждения. Проигрывание и проговаривание поведения в различных нестандартных ситуациях, просмотр обучающих фильмов и презентаций, информация в зоне доступа ребенка помогут ему обезопасить себя. Причем высокая степень заинтересованности родителей в результатах обучения своих детей может сделать их первыми помощниками в работе педагога. Для этого необходима активная просветительская работа и консультационная помощь. Это может быть еще одним направлением бережливого управления, развитием которого является вовлечение родителей и педагогов в онлайн-общение.
«В каждой группе есть ноутзбуки с выходом в интернет и скайпом. Если какой то ребёнок заболеет и находится дома, мы можем с помощью родителей связываться с ним, и он будет видеть, чем занимаются дети в группе, и делать аппликацию или лепить поделку вместе с ними»,
Неделю педагоги собирают фото- и видеоматериалы пребывания детей в группе, и при желании папы и мамы могут их посмотреть на ноутбуке в раздевалке, когда вечером забирают ребёнка из сада.
«Чтобы не было у родителей лишнего беспокойства за детей, что с ними и как было: весь образовательный процесс как на ладони»
Идея бережливых технологий пришла в образование из бизнеса. Для того, чтобы оптимизировать производство опытные менеджеры разрабатывают пути развития с учетом наименьших затрат. По этому же принципу строятся выше перечисленные методы работы. Знания, как конечный продукт, выходят с конвейера образовательного процесса. Задача педагога грамотно и профессионально его организовать.
Практика «Трех вопросов»
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что мы можем сделать, чтобы узнать?
НОД «Откуда берется мусор»
Предметная среда и система 5 S
В детсаду уже работают символы и создана так называемая предметная среда: на каждом из трёх этажей висят таблички-указатели со стрелочками и названиями групп. Их форму с символикой детсада, по словам заведующей, педагоги разрабатывали совместно с родителями. Благодаря такой навигации заблудиться здесь уже не получится.
Для детей на стенах повесили разнообразные интерактивные панели и бизиборды – развивающие доски (последние – рядом с медкабинетом, чтобы отвлечь малышей от мыслей о неприятных процедурах). На этажах, где находятся старшие дошкольники, разместили тематические коврографы, географическую карту Белгородской области и магнитные доски с шахматами и китайскими шашками. На полу пунктиром обозначили опасные участки – места открытия дверей.
«Такая визуализация среды позволяет детям избегать опасных ситуаций», – поясняет заведующая.
В группах – особый порядок по системе организации бережливого производства 5 S (сортировка – соблюдение порядка – систематическая уборка – стандартизация процессов – совершенствование порядка) : в раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей в тёплый и холодный периоды. Для спортивной формы – открытая стойка с вешалками, на которые дети вешают каждый свой брелок, чтобы не перепутать. В итоге футболки и шорты не мнутся, как раньше, когда они хранились в шкафчиках, и процесс одевания на физкультуру ускоряется.
Для каждого вида творческой деятельности есть памятки; игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки.