АНАСТАСИЯ ПУШКАР
Применение конструктора LEGO в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Автором статьи затрагивается проблема подбора эффективного средства для коррекционно-развивающего направления в работе с воспитанниками с тяжелыми речевыми нарушениями. Основываясь на собственном опыте, рассказывает о развивающем потенциале конструктора ЛЕГО.
Ключевые слова: ТНР, ЛЕГО, инновация.
В настоящее время возрастает беспокойство из-за того, что у многих детей дошкольного возраста имеются различные степени нарушений речи. Воспитателям, работающим в группах коррекции, важна проблема выбора действенных методов речевого развития и исправления существующих нарушений. При работе с детьми, у которых диагностированы ТНР, следует акцентировать внимание на основных особенностях их речевого развития: все аспекты речи (лексика, звуки, грамматика) развиваются недостаточно. Из-за этого большинство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеют ограниченное мышление, затруднения в обобщениях и испытывают сложности с чтением и письмом.
Публикация «Применение конструктора LEGO в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
Наблюдения показывают, что привычные методы и приёмы утрачивают свою эффективность, в связи с чем необходимо постоянно стремиться к открытию новых, более продуктивных подходов в коррекционной работе.
Недавно мы познакомились с образовательным потенциалом конструктора ЛЕГО и его альтернативами, появившимися на отечественном рынке. Эта игрушка завоевала сердца детей и взрослых во всём мире, но ее применение в дошкольной практике как образовательного и развивающего инструмента стало возможным лишь недавно. На сегодняшний день такие конструкторы успешно применяются в коррекционной работе нарушений речи у дошкольников, как показывает практический опыт личный и коллег, а также на основе исследований выдающихся педагогов и дефектологов.
Увлекательными играми с конструктором мы вовлекаем наших воспитанников в образовательный процесс и коррекционную работу, ведь данный метод позволяет:
• расширять словарный запас, в т. ч. в работе в обозначенной лексической теме;
• поставить и автоматизировать звуки;
• проводить звуковой анализ слова, разбирать слоговую структуру;
• отрабатывать грамматическую конструкцию;
• формировать коммуникативные навыки в совместной работе;
• обучать технике пересказа, а также самостоятельно составлять небольшие рассказы;
• развивать и стимулировать артикуляционный аппарат, отрабатывать правильное речевое дыхание;
• развивать мелкую мускулатуру пальцев на руках.
В своей коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, имеющими ТНР, мы используем различные игры, которые одновременно и эффективны, и интересны детям. Одной из таких игр является игра под названием «Я – дрессировщик», которая позволяет детям отрабатывать умение использовать фразы в повелительном наклонении, давая указания животным из наборов ЛЕГО, такие, как «Собака, принеси палку» и многие другие.
Для отработки звука [К] можно использовать увлекательную игру, связанную с конструированием кораблей. Сюжетный рассказ про путешествие кораблика-мамы и кораблика-дочки, которых временно разлучил шторм в море, поможет детям легко и весело погрузиться в процесс и автоматизировать звук [К]. Детям предлагается активно участвовать в игре, представляя себя в роли маленького кораблика, который с нетерпением ждет родителя. Им необходимо громко и четко произносить звук [К], имитируя зов корабля: «К-К-К-К!».
Помогать детям развить правильное речевое дыхание позволит игра в «Задуй гол». Специально сконструированные ворота из кубиков ЛЕГО становятся целью, в которую дети направляют мячик воздушной струёй.
В заключение хочется отметить, что главное в применении ЛЕГО — это фантазия. Педагог, обладающий креативным мышлением, способен из коррекционно-развивающей работы сделать увлекательную и веселую игру!
Список информационных ресурсов:
1. Лусс Т. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. Лусс. – М. : Владос, 2003. – 104 с.
2. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С. А. Миронова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 192 c.