Ирина Картамышева
Применение интерактивного оборудования как средства коррекционно-развивающей работы для дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья часто страдают низким уровнем познавательной активности и работоспособности, неустойчивостью внимания, им трудно воспринимать, перерабатывать и воспроизводить информацию, полноценно осваивать образовательные программы, не имея специальных условий для обучения и воспитания.
Современные дошкольники с ОВЗ нуждаются в коррекционно-развивающей работе с активным использованием интерактивного оборудования, которое поможет повысить показатели развития психических и познавательных процессов.
Темочки:
С целью обучения детей основам математики, реализации изобразительных возможностей, формирования их психики используются интерактивные доски.
Интерактивная доска «Touch Board» используется как стационарно, так и мобильно; удобна как для праворуких, так и леворуких.
Использование мультисенсорного комплекса помогает детям постигать математические азы, быстрее узнавать разницу между числами, складывать, вычитать, определять четные и нечетные числа. Наглядность повышает интерес детей к занятиям, так как есть возможность увидеть и потрогать, сравнить одну величину с другой.
Интерактивная песочница «Children’s Hope» разработана специально для коррекционной работы в маленькой группе, состоящей из 2-3 человек; дает возможность детям выстраивать отношения со сверстниками, играть, успокаиваться. В песочнице установлено несколько интерактивных режимов разного уровня сложности; можно работать как с сухим, так и с мокрым песком.
Интерактивный пол представляет собой напольную платформу, на которую сверху проецируется изображение; помогает детям развить восприятие, усвоить новые понятия. Здесь ребенок с ограниченными возможностями здоровья может оживлять картинку, выполнять собственные движения, которые вызывали у него сложности в обычных условиях.
Сенсорный стол помогает совмещать тактильное и визуальное восприятие, что особенно значимо при работе с детьми с ОВЗ. Ребенок одновременно тренирует самые разные навыки и мышление, получая новую информацию в игровой форме. Очень интересен Сенсорный стол "Слоник", 32", в комплекте с которым имеются детские игры для развития внимательности, усидчивости, улучшения памяти и задания по русскому языку, математике, рисованию, музыке.
Сенсорный уголок с колонной, зеркалами и мягкой тумбой помогает малышам тренировать раннее сенсорное восприятие, расслабиться, стимулировать тактильное восприятие и зрение.
Методический интерактивный комплекс "Ракета" – интерактивная панель и бизиборды с космической тематикой развивают мелкую моторику, логическое мышление, знакомят малышей с элементарными предметами быта; с расположением планет в Солнечной Системе. Дети с увлечением учатся управлению луноходом и строят свою собственную модель.
Большую помощь педагогам в развитии речи дошкольников, оказывают интерактивные игры, которые вызывают у них познавательный интерес; способствуют снятию психоэмоционального напряжения, утомления; служат средствами развития двигательных качеств, речи, мелкой моторики, памяти (зрительной, слуховой, моторной).
Полезными для развития связной речи могут быть игры: «Дикие птицы», «Птичья столовая», «Подбери маму для детеныша», «Назови ласково».
Способ проведения интерактивных игр основывается на подборе педагогом заданий и упражнений для детей; знакомством их с целью, которую необходимо достичь и проблемой, которую нужно решить; информированием дошкольников о правилах игры. Для достижения цели в процессе игры воспитанники взаимодействуют друг с другом. В конце игры подводятся итоги, анализируются результаты (что понравилось, что давалось легко, что вызвало затруднение, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Применяя современные технологии, специалисты задают данные и запускают программу индивидуально и откорректировано для каждого ребенка. Интерактивное оборудование с помощью анимации делает «живыми» скучные задачки. Даже геометрические фигуры выглядят здесь реальнее и интереснее.
Опыт работы в ДОУ с воспитанниками с ОВЗ показывает, что интерактивные средства вдохновляют и призывают детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающей работе ДОУ с дошкольниками с ОВЗ повышает эффективность их развития; активизирует познавательную активность, способствует развитию психических процессов: внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения; развивает речь, коммуникативные навыки; дает дошкольникам возможность для самореализации; попробовать себя в разных социальных ролях; проявлять инициативу в самостоятельном решении задач; развивают психофизические функции, необходимые для поступления ребенка к обучению в школе: мелкой моторики, зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентации; визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей центральной нервной системы; улучшают работоспособность головного мозга; формируют учебную мотивацию; организуют благоприятную для развития предметную и социальную среду.
Список использованной литературы:
1. Аюченко, А. Е. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А. Е. Аюченко, М. П. Тырина // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6. — С. 98.
2. Батенова, Ю. В. Факторы, определяющие формирование информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста / Ю. В. Батенова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 1 (22). — С. 31—34.
3. 10. Бондарчук, О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий / О. А. Бондарчук // Научный альманах. — 2019. — № 5. — С. 136—138.
4. Вологдина, И. В. Применение ИКТ в современном дошкольном образовании : современное состояние проблемы / И. В. Вологдина // Академия профессионального образования. — 2019. — № 10 (89). — С. 45—52.
5. Гордеева, В. В. Опыт осуществления дистанционного образования детей старшего дошкольного возраста / В. В. Гордеева, В. Д. Черенкова // Вопросы педагогики. — 2020. — № 10. — С. 54—56.