Александр Владимирович Гришин
Применение инновационной технологии «Синквейн» в познавательно-речевом развитии детей старшего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования и ФГОС ДО в детском саду на современном этапе образования при осуществлении образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию в группах с детьми старшего дошкольного возраста возникает обоснованная необходимость внедрять новые инновационные познавательно - речевые технологии. Одной из таких технологий является технология «Синквейн» Синквейн — (англ. Cinquain) в переводе с французского означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Сама форма синквейна была создана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.
Публикация «Применение инновационной технологии „Синквейн“ в познавательно-речевом развитии детей старшего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Традиционный (классический) синквейн, как один из жанров поэзии, базирован на подсчёте слогов в каждом стихе.
Синквейн – это один из методов новой образовательной технологии развитие критического мышления через чтение и письмо.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации (Татаринцев Е. А.).
Синквейн - это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.
Синквейн - это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
Синквейн – это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Синквейн - это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Актуальность использования технологии «синквейн» состоит в следующем:
Синквейн используется как часть ООД по речевому и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной темы.
Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.
Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).
Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций.
Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.
Синквейн совершенствует словарную работу.
Цель технологии «Синквейн» - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.
Задачи:
1. Уточнить, расширить, активизировать словарь детей старшего дошкольного возраста.
2. Познакомить с понятиями : «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».
3. Учить согласовывать слова в предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений.
4. Учить выражать своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме.
5. Развивать ассоциативное мышление и образную память.
Методологическая основа инновационной технология «Синквейн» базируется на трех основных принципах как на трех китах:
принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Синквейн открывает для ребенка новые творческие и интеллектуальные возможности;
принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Синквейн комплексно воздействует на речь, память, внимание и мышление дошкольника, развивают мелкую моторику и изобразительные умения;
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. Технология «Синквейн» позволяет гармонично организовать работу по лексико-грамматическому направлению.
Если заглянуть в историю появления данной технологии то можно отметить, что начиная с 90-х годов XX века технология «синквейн» активно используется педагогами начальных классов как дидактический целевой компонент методики развития речи, направленный на развитие интеллектуальных и
аналитических способностей детей.
Активное использование технологии синквейна в детском саду начинается с внедрением ФГОС ДО. Данная технология, организуемая в игровой форме, активирует познавательную деятельность и способствует развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Именно дети этого возраста уже способны критически мыслить, исключая лишнее и, выделяя непосредственно главные и второстепенные признаки в объектах и предметах, могут обобщать единым словом и классифицировать.
На данном этапе развития системы образования технология «Синквейн» не только не потеряла своей актуальности, а наоборот смогла занять достойнее место в системе инновационных технологий по наглядному моделированию познавательно - речевого развития. На 1 этапе (предварительном) технологию «Синквейн» с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», создается платформа для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, дошкольники учатся составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы,
схемы и т. д.
Знакомя детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).
Методические рекомендации:
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Использовать словесные игры и упражнения, дидактические игры, речевые тренинги, игры
малой подвижности, направленные на обогащение и активизация словаря, как:
На первых порах при составлении синквейна оптимально организовать работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
На 2 этапе (основном) цель, стоящая перед педагогом усложняется - знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн.
Алгоритм синквейна
Данная технология не требует специальных условий для использования, но имеет строгие условия по форме изложения.
В первой строке - тема (заголовок синквейна). Это явление или предмет, о котором и идет речь (слово или небольшое словосочетание). По части речи - существительное или местоимение, отвечающие на вопросы: кто? что?
Во второй строке — располагаются уже два слова, описывающие свойства и признаки данного предмета либо явления. По части речи - прилагательные или причастия, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке — имеются три слова, описывающие действия, относящиеся к этому явлению либо объекту. По части речи - глаголы, которые отвечают на вопросы: что делает? что делают?
В четвертой строке — содержится фраза либо предложение, которое состоит из нескольких слов. Она показывает отношение к теме. Традиционно это предложение состоящие из четырех слов.
Однако в данной строке предложение может состоять как из трех слов, так и из пяти.
Пятая строка — считается последней. Указывается лишь одно слово, а именно существительное. Оно отражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным предметом, о котором и говорится
в синквейне.
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать.
так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех;
а в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Главными методическим приемом овладения методикой синквейна на этом этапе является составление графического синквейна (символьного и синтаксического, а использование игровых приемов помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) оптимально подойдет графический синквейн символьного вида, состоящий из знакомых детям графических фигур (символов) или придуманных вместе с детьми символов, вызывающие у детей определенные ассоциации и ранжированных по хорошо знакомой детям палитре цветов и оттенков.
Данная система остается неизменной на протяжении всего года, тем самым позволяя максимально автоматизировать процесс составления синквейна.