Татьяна Заславкая
Воспитание экологической культуры. Обучение безопасному поведению, как составляющий фактор развития
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическая игра
«Правила поведения в природе»
Вид – настольная игра
Цель: Дать детям представление о нравственной стороне отношения к природе, повторить правила поведения в природе; развивать память, речь детей, творческие способности; воспитывать познавательный интерес, любовь к родной природе, уважение к партнёрам и соперникам по игре; воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды.
Публикация «Воспитание экологической культуры, Обучение безопасному поведению, как составляющий фактор развития» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
Формировать:
желание оберегать и охранять природу;
бережное отношение и любовь к природе, ко всему живому;
способности самостоятельно составлять правила поведения человека в природе;
ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру.
Развивать :
представления о том, какие действия вредят природе;
интерес и любовь ко всему живому;
умение работать в коллективе;
мелкую моторику рук;
память, мышление, внимание, воображение.
Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
Расширять словарный запас слов.
Дидактическая игра «Полезно - не полезно»
Цель игры: Формирование у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании. Закрепление представления о том, что часто рекламируемые продукты не самые полезные. Обучение детей осознанно подходить к своему питанию. Развитие речи детей.
Оборудование: карточки с изображение полезной и вредной еды.
Ход игры: ребенку раздается игровое поле, на поле ребенок раскладывает только те карточки, на которых изображены продукты полезные для организма человека. Карточки, на которых изображена вредная еда, откладываются в сторону.
Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Цель игры: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.
Ход игры: предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо.
Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель игры: закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Дидактическая игра «Лесник»
Цель игры: закрепление знаний детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.
Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).
Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
Дидактическая игра «Соберем рюкзак в дорогу»
Цель игры: расширять представления детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях развивать сообразительность.
Материал:
- картинки с изображением предметов, которые можно взять в поход на природу.
Ход игры: каждый ребенок выбирает карточку с предметом, который он хочет взять с собой и объясняет, с какой целью этот предмет может помочь в трудной ситуации.
Дидактическая игра «Буду осторожен в природе»
Цель игры: закреплять представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.
Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.
Интеллектуально-экологическая игра : «Знатоки природы»
Задачи:
- Систематизировать и обобщить представления о живой природе;
- Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;
- Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
- Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;
- Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;
Материал: Шарик гелиевый зеленого цвета, текст телеграммы, волчок со стрелкой, 2 стола, стулья для участников команды, конверты с заданиями, экологические знаки, 2 шара (красного и жёлтого, 2 фишки, табло, CD проигрыватель, запись голосов птиц: совы, сороки, кукушки, дятла. Записи звуков насекомых: пчела, комар, кузнечик, шмель, веселая музыка на усмотрение педагога, лёд, слайды.
Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается гонгом. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3. (В зависимости от сложности вопроса.)
Интеллектуальная игра: «Экологическая угроза»
Цель: формировать у детей представления о том, как люди могут помочь окружающей природе. Познакомить с понятием «Экологическая угроза». Задачи: - развивать у детей понимание того, как необходимо себя вести, чтобы не вредить природе; - развивать умение принимать решения, и навыки самоконтроля; - формировать у детей навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Правила игры: На игровом поле встречаются двойные кружки красного и розового цвета. Они обозначают «Экологическую угрозу». Если фишка игрока стоит на этих кружках, то он должен 9 объяснить о какой экологической угрозе идет речь и выбрать карточку «Помощь» На зеленых кружках игроки могут воспользоваться карточкой «Помощь» и закрыть любую «Экологическую угрозу» или вместо этого сделать дополнительный ход, при этом сохраняя карточку «Помощь». Если у игрока нет карточки «Помощь», а игрок на зеленом кружке, то он тоже имеет возможность совершить дополнительный ход. Если игрок попадает на желтый кружок, то необходимо на выбор либо вернуть карточку «Помощь», либо сделать один ход назад. Значок «Живая планета», которую дети могут получить во время игры, дает право удвоить карточку «Помощь» в два раза. В игре могут участвовать от 2 до 8 человек. Игровое поле состоит из кружков зеленого, желтого, розового и красного цветов. Игра начинается с выкидывания кубиков. Фишки с изображением капелек разной формы располагаются на «Старте-капельке». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Игроки выполняют действия согласно правилам игры и собирают карточки «Помощь». Выигрывает тот, кто больше соберет карточек «Помощь».
Интеллектуальная игра: «Семья спасает лес»
Цель: воспитание у детей гуманного и бережного отношения к природе. Задачи: - развивать умения сортировать мусор; - формировать у детей желание принимать участие в охране природы.
Правила игры: Игра начинается после прочтения сказки «Лесной хлам», где рассказывается о загрязнении природы и необходимости совместных усилий семьи по защите природы. Слева на игровое поле дети выкладывают карточки с изображениями членов семьи, а справа – карточки с изображением мусора, загрязняющего лес. В центре помещаются карточки с игровыми заданиями. 1-задание: пройти по дорожкам и узнать, кто из членов семьи и какой мусор собирает в лесу, оберегая природу. 2-задание: провести дорожку (по описанию, предложенному взрослым) и узнать, кто какой мусор собирает. 3-задание: провести дорожку (по заданию взрослого) от дерева к дереву и собрать мусор в лесу. 12 Выигрывает тот, кто без ошибок «пройдет» по лесным дорожкам, очищая лес.
Сюжетно-ролевые игры экологической направленности
«Лесное происшествие»
Цель:
Способствование развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.
Задачи:
1. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
2. Формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, физические качества, самостоятельность и ответственность ребёнка;
3. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).
Оборудование:
- макеты деревьев, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница», носилки, каски для пожарных, пожарный шланг, фуражка полицейского.
- воронёнок Петя (мягкая игрушка).
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, приветствуют их и строятся вокруг воспитателя.
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь:
- Ребята, нам срочная телеграмма. Открывает конверт и читает: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка – Весточка. Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите!»
Воспитатель :
- Ребята, мы можем помочь жителям леса? А как? (варианты ответов детей). Кто может потушить пожар? (пожарные). Оказать первую помощь животным? (спасатели, санитары). Как называется врач, который лечит животных? (ветеринар). А кто может рассказать другим людям о том, что произошло? (журналисты).
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Лесное происшествие». Давайте распределим роли. Кто хочет быть пожарным? (2 человека). Что вам нужно для игры, чтоб потушить пожар? (огнетушитель, ведро, лопата, одежда) Берите все необходимое. Лес у нас будет здесь. Вот деревья, пострадавшие животные, пожар будем тушить здесь.
Совместное распределение ролей, раздача атрибутов, определение расположения игрового пространства, проговаривание примерных игровых действий, речевых оборотов, правил поведения в природе.
Воспитатель исполняет роль «начальника спасательной операции». Остальные роли обыгрывают дети. Педагог стимулирует детей на диалог в процессе игры. На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а так же журналисты.
Воспитатель :
- Я буду начальником спасательной операции.
- Но, чтобы попасть в лес, нам нужно пройти следующие препятствия:
1) пройти по глубокому «снегу» (ходьба с высоким подниманием ног) ;
2) проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу;
3) перепрыгнуть с кочки на кочку на двух ногах.
Воспитатель :
- Пожарные, тушите скорее огонь. Спасатели переносите пострадавших зверей в машину и везите их в больницу. В больнице девочки – ветеринары лечат зверей. Санитары оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.
Окончание игры:
Воспитатель собирает детей вокруг себя:
- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как мы сегодня дружно играли и сумели помочь лесным жителям. Жаль, что бывают такие люди, которые не умеют обращаться с огнем. Давайте подведем итог:
- Можно ли разводить огонь в лесу? (не желательно) Но, если все-таки пришлось его развести то, что нужно сделать? (потушить) Чем? (залить водой или засыпать землей, песком).
«Посещение животноводческой фермы»
Цель: уточнение представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование.
Задачи: ознакомить детей с трудом животновода; воспитывать интерес и доброе отношение к животным.
Ход игры. Воспитатель в группе или другом помещении устраивает ферму для сельскохозяйственных животных, в которой находятся коровы, свиньи, козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из стульев или крупного «строителя». В качестве животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.
Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т. к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.
Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды, и все возвращаются.
«ТАЙНА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЫ»
Цель: уточнение представления детей о лесе, о поляне;
Задачи: показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать Доброжелательное отношение ко всему живому.
Ход игры. В помещении группы (или зале) создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты - зеленое покрытие («трава», где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручеек». По краям покрытия можно поставить макеты лесных деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд, паутины и т. д. Ребята (туристы) отдыхают на лесной поляне. Воспитатель предлагает им перечислить объекты, которые они видят по краям поляны. Рассказывает о том, как в лесу все нужны друг другу, как лес важен для человека. Затем обращает внимание детей на поляну, просит назвать, что на ней растет. Рассказывает о том, что на поляне светлее, чем в лесу, тут лучше растут ягоды и грибы.
В конце путешествия знакомит детей с предупреждающими и запрещающими экологическими знаками, предлагает расставить их в нужных местах. В ходе игры ребята могут «фотографировать» птиц и зверей, а в свободное время проявить «фотографии» (сделать рисунки, оформить выставку.