Людмила Исаева
Приложение к ежедневному планированию в средней группе. Лексическая тема «Птицы прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "Птицы прилетели" 3 неделя апреля
Познавательное развитие
Продолжи предложение «найди причину»
Воспитатель:
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
-Скворцы гнезд не строят, потому что (селятся в дупло или скворечники»
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
Темочки:
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Птицы. Планы, тематические недели
- Средняя группа
- Темочки
- У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)
- У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
Прилетели птицы : голуби, синицы, Стрекозы, пауки и разные жуки.
Услышав хлопок, ведущий спрашивает, что неправильно. Дети должны объяснить, что стрекозы, пауки и жуки – это не птицы. Если дети не заметили ошибки ведущего, то он останавливается и шуткой обращает внимание детей на ошибку.
Затем игра продолжается:
1. Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки, воробьи, пчелы, муравьи.
2. Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Мушки, мотыли, а также снегири.
3. Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки, Маленькие мушки.
4. Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки, Кулики, лягушки
5. Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Речевое развитие
Дидактические игры
«Назови ласково»
Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.
«Назови детеныша»
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
«Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);
ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);
петух, индюк, курица, ворона (ворона);
журавль, аист, цапля, грач (грач).
«Один — много»
Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов
«Скажи одним словом».
— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой?. /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он. /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она. /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она. /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она. /острокрылая/.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, На каждую строку большие пальцы
Милая касаточка, обеих рук касаются дважды
Ты где была, каждого пальца, начиная с
Ты с чем пришла? указательных.
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну-красну.
Подвижная игра «Ласточки летели»
Ласточки летели, Бегут по кругу, взмахивая руками Все люди глядели. как крыльями.
Ласточки садились, Приседают, сложив руки за Все люди дивились. спиной.
Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.
Взвились, полетели.
Полетели, полетели, Опять бегут по кругу, взмахивая Песенки запели. руками.
«Птички и кошка»
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: восп-ль выкладывает круг из веревки или шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают водящим - кошкой (вороной, которая находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек.
Правила: ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу.
Усложнение: дети не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают;
«Птички в гнездышках»
Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.
Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.
«Пчелки и ласточка»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают) :
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.
Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».
Чтение
Отгадайте?
1. Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица. (грач).
(Дети рассказывают о грачах).
• Грачи прилетают самыми первыми,
Как только растает снег на полях.
Питаются они червяками, жуками, пауками.
• Живут грачи большими семьями – стаями
И свои гнёзда строят высоко на деревьях.
В народе есть примета: «Увидел грача – весну встречай».
2. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его. (скворец).
(Дети рассказывают о скворцах).
Скворцы прилетают вслед за грачами
И питаются сначала дождевыми червями,
А позже уничтожают гусениц,
Охраняют леса и сады.
Люди мастерят для скворцов – скворечники
И развешивают их рядом со своими домами.
В народе есть примета: «Увидал скворца – знай весна у крыльца».
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?. (соловей).
(Дети рассказывают о соловьях).
Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями,
Вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют.
Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.
В народе есть примета: «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».
Журавли
Высоко в голубой дали
Над землей летят журавли.
Летят они, курлычут,
Нас за собою кличут,
Как будто говоря:
«Летите вместе с нами!
За темными лесами,
За синими морями
Есть теплые края;
Там, в зелени долины,
Мы скоротаем зиму,
А раннею весной
Вернемся в край родной!»
Загадки
На шесте — дворец,
во дворце — певец,
А зовут его —. (скворец).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это?. (Соловей.)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)