Людмила Исаева
Приложение к ежедневному планированию по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
«ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Социально-коммуникативное развитие
Этюд «Скажи хорошее о друге»
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.
Публикация «Приложение к ежедневному планированию по лексической теме „Зима, Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Планирование, недели
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Птицы. Планы, тематические недели
- Темочки
Наблюдение за трудом дворника
Цели: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи.
Ход наблюдения
Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед на дворе лопатой.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое время года сейчас?
Почему вы так думаете?
Кто убирает снег?
Познавательное развитие
Познавательное наблюдение за птицами у кормушки
Дидактические игры
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей глагольной лексикой по теме «Зимующие птицы».
Педагог предлагает вспомнить, как птицы подают голос.
Ворона каркает. Воробей чирикает. Сорока стрекочет.
Сова ухает. Синица тинькает. Голубь воркует.
«Зимующие - перелётные»
Цель: закрепить умение узнавать по картинкам и называть зимующих птиц, учить отличать зимующих птиц от перелётных.
Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением птиц, а затем найти среди них и назвать перелетных и зимующих птиц.
«Один – много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа.
Дятел – дятлы, перо -, стая -, сова -, крыло -, клюв -, птица -, снегирь -, ворона -, воробей -, кормушка - … .«Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Сова – совушка, галка -, голубь -, ворона -, снегирь -, воробей -, синица - …
«Четвертый лишний» Цель: учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные». Воробей, ласточка, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, грач. Сорока, воробей, соловей, дятел. Ворона, скворец, сова, галка. Клёст, воробей, свиристель, кукушка.
Экспериментальная деятельность "Где быстрее?"
Цель: выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).
Игровой материал: Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.
Ход игры: Взрослый вместе с детьми изготавливает на прогулке фигурные льдинки, вносит их в группу, рас-сматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть ( прове-ряют все предположения детей: батарея, варежки, ла-дошки, емкости с горячей водой, свеча и т. д., раскла-дывая льдинки на десять минут в разные места). По-мещают одинаковые по размеру льдинки в целлофано-вые мешочки. Один — берут в руку, другой — прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдин-ка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т. д.).
Речевое развитие
«Сосчитай птиц» Цель: закрепить умение согласовывать числительные 1-5 с существительными. Детям предлагается сосчитать птиц до пяти, используя числительные.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
Одна синица, …две, три, четыре, пять… .Одно перо, два, три, четыре, пять ….
«Что есть у птицы?»
Цель: активизировать номинативный словарь, упражнять в назывании частей тела птиц. Педагог предлагает детям перечислить части тела птицы.
Голова, клюв, глаза, лапы, когти, шея, туловище, грудка, крыло, хвост.
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»» Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные. Крыло чье? – голубиное, воробьиное. Клюв чей? – вороний, голубиный, …Хвост чей? – совиный, воробьиный…Голова чья? – голубиная, воробьиная.
Пальчиковая гимнастика «Снеговики».
Рисование снеговика в воздухе. Между ёлок вдоль реки (нарисовать в воздухе ёлку). Разбрелись снеговики (Обе руки с «ножками» - указательными и средними пальцами расходятся в разные стороны). Каждый ищет (руки «козырьком» ко лбу) И зовёт (ладони «рупором» ко рту) Снежных баб на хоровод (нарисовать в воздухе снежную бабу) .
Дидактическая игра "Мой, моя. моё"
Цель игры: расширять и активизировать словарный запас детей, умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными и прилагательными; развивать грамматический строй речи. восприятие. память. мышление, умения группировать предметы, различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер) ., совершенствовать диалогическую речь. Вам понадобятся: игровые карты, в клетках нарисованы по 8 предметов (объектов, 40 вырезанных геометрических фигур:10 кругов, 10 квадратов, 10 треугольников, 10 овалов. Игра проводится в форме соревнования. В игре принимают участие от 2-5 детей. Каждый игрок получает игровую (-ые) карту. Все геометрические фигуры лежат перед игроками на столе. Ведущий (педагог) объясняет правила игры: «В клетках ваших карт нарисованы разные предметы (объекты). Представь, что все эти предметы (объекты) твои, ты превратился в жадину. Чтобы эти предметы никому не достались, закрой их геометрическими фигурами так как я попрошу.
Те предметы (объекты, про которые ты можешь сказать «мой», -закрой квадратами. Те предметы (объекты, про которые ты можешь сказать «моя», -закрой треугольниками. Те предметы (объекты, про которые ты можешь сказать «моё», -закрой овалами. Те предметы (объекты, про которые ты можешь сказать «мои», -закрой кругами.
По завершении выполнения задания каждый ребенок поочередно открывает картинки и, правильно согласовывая части речи, произносит: «Мой медведь», «Моя кукла», «Моё пальто», «Мои часы» и т. д. Побеждает игрок. который правильно и быстрее соперника справится с заданием
Физическое развитие
«Снежная баба»
Сегодня из снежного
мокрого кома
Мы снежную бабу
слепили у дома.
(идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Стоит наша баба
у самых ворот.
(«рисуют» руками три круга, начиная с маленького)
Никто не проедет,
никто не пройдёт.
(грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже
всей детворе,
А Жучка всё лает:
«Чужой во дворе!»
(идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – Жучка)
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет. (изображают ходьбу на лыжах)
А потом – на коньках, (изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! (падают)
А потом снежки лепили, (стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)
А потом снежки катили, (катят воображаемый комок)
А потом без сил упали (падают)
И домой мы побежали. (бегут по кругу)
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, (дети идут по кругу друг за другом,
Кати по снегу свой снежок. изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком, (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком. (рисуют снеговика из трёх кругов разного размера)
Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка – (медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика. (пожимают плечами, разводят руками)
Физминутка "Зимняя прогулка"
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте, Там снеговика лепили (махи руками, А потом с горы катились (волнообразные движения руками, Веселились и резвились (прыжки). В Таню кинули снежком (произвольные движения, В Вову кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой)- Побежим скорей домой (возвращаемся на места!
«Воробей»
Среди белых голубей (идут по кругу, изображая голубей;
Скачет шустрый воробей. в центре один ребёнок – он скачет, как воробей)
Воробушка-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
(встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его)
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам
В красных майках снегири. и по 4 наклона головы в сторону)
Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строки частое
Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)
Головой вертят,
Улететь хотят. (по 2 поворота головы на каждую строку)
- Кыш! Кышь! Улетели!
За метелью! За метелью!
(дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают пальчик.
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. Опять сжимают и разжимают кулачки
«Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки, (Имитируют движения.)
В них насыпали зерно. («Сыплют» зерно.)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно. (Поглаживают живот.)
Прилетайте к нам, синицы, (Загибают палец на каждое название птицы.)
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Физкультминутка «Птички»
Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, имитируют движения крыльев.)
Птички песенки поют. (Поют «Чик-чирик».)
Крошки птички собирают, («Клюют» крошки.)
Птички зернышки клюют. («Клюют».)
Пёрышки почистили, (Имитация движений птиц.)
Клювики почистили. (Имитация движений.) Дальше полетели (Имитация движений.) И на место сели (Садятся на места.)
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание картины "Зимние забавы"
Задачи: учить детей целенаправленно рассматривать картину, эмоционально воспринимать ее содержание; развивать объяснительную речь и умение последовательно излагать мысли; подвести детей к составлению описательного рассказа по фрагменту картины.
Конструирование из бумаги «Снеговик»
Задачи: Упражнять в скатывании комочков из салфеток, учить заполнять контур комочками, создавать коллективную композицию.
Рисование «Снегири на ветке»
Задачи: Упражнять в рисовании ветки и птицы. Формировать умение соотносить по величине части предмета, с помощью нажима кисти регулировать толщину изображаемых линий, точек, развивать творческие способности, воображение.
. Мозаика «Снегири»
Задачи: развивать мелкую моторику, воображение.
Аппликация «Домик для птиц».
Задачи: Учить детей вырезать геометрические фигуры, правильно и последовательно располагать на листе. Развивать согласованность движений рук, навыки пользования ножницами
Работа с трафаретами «Птицы»
Задачи: продолжить учить детей работать с шаблонами и трафаретами, упражнять в штриховании.
Чтение
Загадки
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -Птиц угощает зимою … (Кормушка)
Избушка новая, Для всех столовая, Зовёт обедать, Крошек отведать. (Кормушка)
Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
В зимний день Среди ветвей Стол накрыт Для гостей. (Кормушка)
Хоть я не молоток - По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел)
Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)
Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)
Странный доктор есть на свете, Он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)
Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды, С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири) Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова)