Папазян Армине
Приемы знакомства детей раннего возраста с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Как уже было сказано выше, начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
Знакомство с природой происходит в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Из окон групповой комнаты воспитатель показывает малышам двор, улицу или дорогу в парк, обращает внимание на намеченный объект и рассказывает о нем. Надо так организовать наблюдение, чтобы детям все было хорошо видно. Им не надоедают повторные наблюдения. Очень важно, чтобы свои наблюдения дети закрепляли в играх.
Публикация «Приемы знакомства детей раннего возраста с природой» размещена в разделах
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Дети раннего возраста испытывают радость при играх с игрушками, изображающими животных – зайку, собачку, птичку. Воспитатель приучает действовать с ними: кормить птичку, укладывать спать мишку, катать на лошадке куклу.
Встречая на прогулках настоящих животных, малыши тянутся к ним. Педагог поощряет доброжелательное отношение детей к животным : кормит их, ласково называет, читает короткие стихотворения.
Например, слушая, как лает собака, обращается к ней:
Ты, собаченька, не лай,
Наших деток не пугай.
Детей второй группы раннего возраста следует знакомить с птицами, обращая внимание на их движения. Наблюдая птиц, воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотрите: птички прилетели и клюют – у них есть клюв. А теперь птички улетели – у них есть крылья» (20,с. 35)
Животные привлекают детей своей динамичностью, а вот к неподвижным растениям они более равнодушны. Воспитатель рассматривает с детьми цветущие растения в цветнике: «Посмотрите, какой красивый красный цветочек, а где еще такой же?» (Ребенок находит и показывает.) «А кто покажет синий цветочек?». Поливая землю вокруг растения, взрослый говорит: «Сейчас я полью все цветы водой – они будут красивее, их вырастет много».
Воспитатель показывает и деревья. Чтобы малыши хорошо отличали их от другой растительности, играет в прятки. Воспитатель предлагает детям спрятаться за дерево, ищет их и не может найти. Наконец находит и говорит, что искала и за тем деревом и за другим, никак не могла найти. Потом детей ищет игрушечный заяц или кукла. Затем дети ищут зайца, которого воспитатель прячет за дерево. «За этим деревом нет, за этим тоже нет. Как много деревьев!» – говорит она.
Внимание детей обращается на то, что у деревьев есть листья. С ними малыши тоже играют. Воспитатель может предложить поднять желтые листья, помахать и подкинуть, как будто их сорвал ветер, затем собрать букеты и отнести в групповую комнату для украшения (7, с. 95).
Приучать детей бережно относиться к природе необходимо с самого раннего возраста. Никогда не следует срывать при маленьких детях цветущие растения или листья с деревьев. Весной в комнату вносятся ветки с распустившимися листьями.
На прогулках дети всегда активны, оживленны, они любят гулять и что-нибудь делать: сгребать снег, катать машину, собирать листья. В теплое время года на участки выносят тазики с водой. Дети переливают воду из одного сосуда в другой, пускают плавающие игрушки. Так они познают свойства воды и ее применение: вода льется, водой умываются, поливают растения, в воде плавают рыбы.
Дети знакомятся и со свойствами песка, под руководством воспитателя насыпают влажный песок совками в формочки и делают пирожки. «Песок сыплется: он сухой,– говорит педагог. – А если мы его польем, он станет сырым, и из него можно будет лепить». Можно предложить детям сделать из сырого песка горки, дорожки для прогулок кукол. Показать, что на сыром песке можно рисовать палочками.
Из глины воспитатель лепит при детях игрушки, которые они используют в играх.
Педагог обращает внимание детей на изменение погоды : на дворе тепло, светит солнышко, на другой день дождь, мокро.
Пребывание на свежем воздухе, общение с другими детьми, интересные игры, наблюдения в природе, обогащение интересными впечатлениями о природе делают ребенка раннего возраста бодрым и жизнерадостным (6, с. 48).
Воспитатель регулярно проводит с детьми наблюдения. Зимой обращает внимание, как красиво падает снег, какой он белый, пушистый, ежедневно кормит зимующих птиц и привлекает внимание детей к рассматриванию их внешнего вида, указывает на отличие по величине, цвету оперения. Например, сорока большая, белая с черными пятнами, а синичка пестрая, маленькая, быстрая. Она смешно покачивается на подвешенном куске сала.
В теплое время года вся жизнь детей должна проходить в основном на участке. На прогулке воспитатель показывает растения, обращает внимание на красивое в природе : как цветут фруктовые деревья, как по ветру летят листья.
Наблюдая за животными, малыши называют части их тела, замечают повадки: «Смотрите, собачка подняла уши и слушает», – говорит воспитатель. «Какой красивый хвост у петушка, – рассматривают дети,– и зеленый, и красный, и синий!». На следующей прогулке, увидев кошку, воспитатель обращает внимание: «Послушайте, как мяукает кошка. Сейчас я ее покормлю, дам молока. Посмотрите, как она лакает. А теперь она прыгнула на забор – у нее сильные ноги. Дети, посмотрите: кошка умывается. Ах ты, кисонька-мурысенька!» (9, с. 87)
Для закрепления знаний о животных с детьми можно поиграть в игру «Кто как кричит». Воспитатель показывает игрушки, изображающие животных, и спрашивает, как мяукает кошка, как лает собачка, как чирикает воробышек.
Надо показать детям и листья: «Посмотрите, какие широкие листья у растения, а у этих цветочков листочки маленькие». После неоднократных наблюдений делается вывод, что листья у всех растений разные: есть большие, длинные, есть маленькие, круглые, короткие.
Педагог говорит детям: «Как хорошо у нас в саду, много красивых цветов! Мы не будем их рвать, польем водой, чтобы в нашем саду стало еще лучше»,– и поливает растения, привлекая к этому детей.
Гуляя на участке, воспитатель показывает детям траву, спрашивает, какого она цвета. Что еще зеленого цвета? Что растет в траве? (19, с. 35)
Чтобы закрепить у детей полученные знания, можно поиграть с ними в такие игры, как «Покажите мишке цветник. Что там растет?».
Воспитатель показывает детям порхающих и сидящих на цветах бабочек, летающих мух, пчел, ползающих жуков. Жука можно посадить на руку и рассмотреть. «Жук ползает, а муха летает», – сравнивают маленькие дети насекомых.
Малышам показывают труд людей в природе. Зимой дворник чистит участок от снега, скалывает лед, сбивает сосульки, посыпает дорожки песком. Весной взрослые копают землю, сажают растения, летом ухаживают за ними, поливают, осенью собирают урожай.
Малыши могут тоже помогать: собирать камешки и подвозить на игрушечных машинах, сгребать листья. Воспитатель учит детей играть с песком, водой, глиной