Ольга Александрова
Приемы усиления мотивации детей дошкольного возраста при обучении английскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЕМЫ УСИЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Обучение дошкольников иностранному языку (ИЯ) является объектом внимания многих авторов (Т. И. Алешина, Е. А. Аркин, Е. И. Негневицкая, З. Я. Футерман, С. Ханова, И. Л. Шолпо, В. В. Щебедина, F. Antinucci, С. Argondizzo, E. Claire, Т. Doble, М. Sadowska, A. Wright) и в настоящее время приобретает особое значение, поскольку повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности. К сожалению, в работах этих авторов недостаточное внимание уделено усилению мотивации процесса обучения дошкольников ИЯ. Одним из способов усиления мотивации обучения дошкольников ИЯ выступает применение перчаточной куклы. Недостаточная разработанность приемов применения перчаточной куклы и ее значимость для раннего обучения ИЯ определили выбор темы доклада и составили его актуальность.
Публикация «Приемы усиления мотивации детей дошкольного возраста при обучении английскому языку» размещена в разделах
Цель доклада – определить приемы усиления мотивации обучения при формировании иноязычной элементарной коммуникативной компетенции дошкольников средствами перчаточной куклы.
За последние годы возрастной порог начала обучения ИЯ все больше снижается, и ребенок четырех, в некоторых случаях, трех лет считается вполне подготовленным к занятиям [1]. Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма ее усвоения, относительная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных с принадлежностью к той или иной национальности, – все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть ИЯ [2]. Успешное овладение дошкольниками иноязычной речью обусловлено более гибким и быстрым, чем на последующих возрастных этапах, запоминанием языкового материала, наличием глобально действующей модели и естественностью мотивов общения, отсутствием языкового барьера, наличием опыта речевого общения на родном языке. Кроме того, игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными любые языковые единицы. Это позволяет в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке, тем самым избегая противоречия между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это выразить малым количеством лексики).
ИЯ относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности. Поэтому наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения. Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения, есть показатель простоты и понятности этого образа [3]. Зависит наглядность образа от особенностей личности, уровня развития ее познавательных способностей, интересов и склонностей, потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта. Одним из средств иллюстративной наглядности, сочетающей статические и динамические свойства, легко комбинируемые с аудиовизуальной невербальной и вербальной наглядностью, является перчаточная кукла. Перчаточные куклы – это любимые и запоминающиеся детям, яркие герои. Они находятся в постоянном движении и способны длительно удерживать внимание ребенка. С помощью кукол можно разыгрывать диалоги, понятные малышу, обучать новой лексике. Куклы являются помощниками учителя: кукла может сделать замечание, похвалить, поддержать, когда у ребенка что-то не получается.
На начальном этапе обучения дети знакомятся с основными перчаточными куклами, сопровождающими весь процесс обучения : куклой-человеком, вызывающей ассоциацию с себе подобным, и куклой-зверем, сохраняющей элемент сказочности. В цикле занятий к ним могут присоединяться новые, временные куклы, которые будут опорой только в этой теме или уроке. Для развития каждого вида речевой деятельности используются различные игровые приемы с применением перчаточных кукол. При обучении дошкольников чтению используется чтение, основанное на восприятии слова целиком, без членения его на буквы и слоги, и звуковой метод, основанный на выделении звуков в слове. Используя перчаточную куклу как сказочный персонаж-букву и, опираясь на присущие детям образную память и ассоциативное мышление, учитель создает образы-легенды всех букв и буквосочетаний, объединяя все сказочным сюжетом. Изучение лексики означает, что любое вводимое слово должно быть коммуникативно значимым для ребенка и вступать в семантические и грамматические связи с другими словами. Если в семантическую группу входят слова одной и той же части речи, их изучение должно быть связано с повторением слов другой группы, относящихся к другой части речи, чтобы возможно было составление сочетаний: предмет – предмет, предмет – признак, предмет – действие. Отработка накопленного лексического материала может проходить с помощью перчаточных кукол, в виде составления диалогов между ребенком и куклой. Такой способ одновременно служит для закрепления лексики и развития навыков говорения.
При формировании навыков письма в первую очередь уделяется внимание формированию понятий направления и последовательности действий: to / on the left; to / on the right; up; down; above; round; at first; next; at the end; цветов: red, yellow, green. Принципы последовательности движения осваиваются благодаря динамической наглядности (перчаточная кукла). Для объяснения сигнальной системы цветов можно использовать куклу как персонаж сценки о правилах дорожного движения. Зеленые, желтые и красные точки помогают определить начальную позицию, место, где линия прерывается или приостанавливается и где написание буквы заканчивается. Стрелки, указывающие направление, работают вместе с зеленым цветом, они помогают определить направление движения линии, что позволяет достичь быстрого и качественного результата в обучении письму печатными буквами.
Выводы. Внедрение перчаточной куклы в процесс обучения способствует усилению мотивации дошкольников при формировании элементарной иноязычной коммуникативной компетенции. Применение перчаточной куклы вызывает интерес у детей не только в качестве игрушки, но и как средство иллюстративной наглядности, сочетающей статические и динамические свойства, что позволяет строить процесс обучения в игровой форме, опираясь на ведущие виды деятельности, обусловленные возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Литература
1. Алешина Т. И. Обучение иностранной речи в детском саду // Дошк. воспитание. – 2002. –№ 7. – С. 24-26.
2. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. – М. : МХА, 2001. – 220 с.
3. Футерман З. Я. Иностранный язык в детском саду. – К., 1984. –144 с.