Галина Николаевна
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
«Чем больше человек знает о том, что уже сдела-
но, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше»
Б Дизраэли
К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Публикация «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе» размещена в разделах
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В упрощённом определении – это «разговор с самим собой».
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. начальная школа может научить ребёнка азам критического мышления, т. е., умению оценить, осмыслить. Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик:
1)анализирует и активизирует имеющиеся знания и умения;
2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;
3)критически оценивает сделанное;
4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.
Вот некоторые приёмы рефлексии, которые я использую на уроках.
«Солнышко»
На доске прикреплён круг солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: жёлтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
Голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Пятёрочка»
Учащимся предлагается на листе обвести свою ладошку.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец – мне было трудно (не понравилось);
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный – моё настроение;
Мизинец – мои предложения.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Ребята приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – ясчитаю, что сделано всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мишень»
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность учителя
3. деятельность учащихся.
«Градусник»
Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т. д.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0___10
„Мы“ 0___10
„Дело“ 0___10
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т. п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т. д.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3. безразлично 3. помогал другим 3. не понял
«Поезд»
На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «весёлое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует интересное задание. Можно использовать один жетон по усмотрению ученика.
«Бассейн»
На доске на листе ватмана нарисован бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд).
«Поляна».
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего
Краткое описание некоторых приёмов, развивающих рефлексию, показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Всё это закладывает основу критического мышления, т. е. умения осмыслить и оценит собственные действия. Кроме того, приёмы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребёнка.
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать пробелы в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Литература:
1. Медникова Л. А. «Рефлексивная деятельность младшего школьника». Наука и школьная практика. №1, 2008.
2. Эльконин Д. Б. избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. С. 81.
3. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал. 2000. №4.