Получи документы

Приемы активизации музыкального восприятия дошкольников как условие успешного формирования музыкальной культуры

Олеся Белова
Приемы активизации музыкального восприятия дошкольников как условие успешного формирования музыкальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. Воспитание слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Дошкольное детство - начальный этап развития музыкального восприятия и ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

Публикация «Приемы активизации музыкального восприятия дошкольников как условие успешного формирования музыкальной культуры» размещена в разделах

В своей практике я много сталкиваюсь с тем, что ребёнку дошкольного возраста тяжело воспринимать крупные музыкальные произведения, выслушивать их до конца. Ребёнок теряет интерес, начинает невольно отвлекаться, и соответственно пропускает главную мысль, идею произведения, не замечает выразительность музыки. После нескольких неудачно проведенных занятий я пришла к выводу, что их необходимо разнообразить, дополнить эффективными приёмами активизации, попробовать применить другие формы работы с детьми.

Так возникла идея организации «Музыкальной гостиной», где дети не только слушают музыку, смотрят, как ее исполняют музыканты с помощью мультимедиа, но и говорят о музыке, обмениваясь своими впечатлениями друг с другом.

Все чаще в своей практике педагоги пользуются современными технологиями, используют современные музыкальные инструменты, такие как синтезатор. Применять его можно по-разному. При помощи синтезатора, можно не только сочинять и аранжировать детские песни, но и развивать тембровый слух ребенка.

Заметив у детей неподдельный интерес к синтезатору, я решила рассказать о нем детям. Рассказать о возможностях инструмента, способности имитировать звуки окружающего нас мира, воспроизводить голоса других музыкальных инструментов.

Например, детям предлагаю послушать звучание знакомой мелодии одним из голосов синтезатора и дать характеристику звуку. Затем познакомиться с изображением, способом игры на нем и при помощи пантомимы самостоятельно продемонстрировать игру на этом музыкальном инструменте. Познакомившись с инструментами разных групп, я провожу викторину, где обобщаются знания детей о тембрах и характере их звучания.

Дидактическая игра- это еще один хороший способ закрепления знаний детей об инструментах. Можно выдать карточки с изображением музыкальных инструментов и попросить поднять ту карточку, чей голос звучал на синтезаторе в данный момент. Затем задание усложняется. Детям предлагается прослушать произведение в исполнении оркестра и выбрать из набора карточек те, которые звучат в оркестре.

Широко используется приём - оркестровки музыкальных произведений. Он побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, соотносить имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов со звучанием музыки.

Очень нравится детям приём пластического интонирования. Этот приём помогает правильно воспринимать высокие и низкие звуки, понять, как движется мелодия и лучше её запомнить.

Приём «контрастного сопоставления» музыкальных произведений позволяет в проблемной форме определять характер музыки, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.

Приём «цвет–настроение», позволяет увидеть музыку в ее цветовом многообразии, закрепить представления о её характере.

Объединение различных видов искусства: музыка, поэзия, живопись - всегда желательно, это очень нравится детям. Важно только правильно подбирать музыкальные произведения. Для образного, эмоционально-осознанного постижения содержания музыкального произведения я читаю стихи, близкие по настроению исполняемой музыке, показываю репродукции картин, иллюстраций, видеопрезентации.

В результате таким образом построенной работы очевидна динамика роста музыкальной восприимчивости детей. Они стали более внимательными, сосредоточенными, прислушиваются к каждому нюансу музыкального произведения, с удовольствием высказываются о характере и средствах музыкальной выразительности. Дети стали узнавать знакомые инструменты, называть их, рассказывать о них.

Благодаря разнообразию приемов у детей была сформирована потребность общения с музыкой, сопереживание выраженным в ней чувствам, сформировано эмоционально-оценочное отношение к ней, появился достаточный опыт восприятия доступных жанров и стилей музыки.

Дети охотно принимают участие в фестивалях и конкурсах детского художественного творчества и показывают хорошие результаты. К процессу музыкального развития ребенка с удовольствием подключились и родители. Они интересуются успехами детей, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников, музыкальных сказок, посещают с детьми театры, планируют дальнейшее художественно-эстетическое развитие детей.

Публикации по теме:

Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через ее восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием.

Музыкально-дидактическая игра нравственно-патриотической тематики «Почтальон»Музыкально-дидактическая игра нравственно-патриотической тематики «Почтальон» Все мы знаем, что нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не имея представления о ее прошлом, не зная как любили и берегли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы активизации музыкального восприятия дошкольников как условие успешного формирования музыкальной культуры
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 06:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы активизации музыкального восприятия дошкольников как условие успешного формирования музыкальной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Белова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД