Анна Виль
Причины и виды нарушений слоговой структуры слова у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Причины и Виды нарушений слоговой структуры слова у школьников С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).
В статье речь пойдет о нарушении слоговой структуры слова (ССС). Это нарушение выявляется достаточно рано, а именно в 4-5 лет становится понятным, что ребенок не просто «смешно» говорит, а это логопедическая проблема (ТНР).
Публикация «Причины и виды нарушений слоговой структуры слова у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
В последние годы моей логопедической деятельности в школе, все больше детей приходят в первый класс с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Несмотря на внедрение во все образовательные организации специалистов логопедов, на раннюю диагностику речевых нарушений, а так же раннее выявление неврологической симптоматики в детских поликлиниках, среди первоклассников немалое количество детей с низким уровнем речевого развития. Это обстоятельство затрудняет работу логопеда над звукопроизношением и впоследствии проявляется в нарушениях письменной и устной речи ребенка. Логопед стоит перед жестким выбором распределения времени по предотвращению проблем учащегося в освоении общеобразовательной программы. Специалист, на мой взгляд, без промедления должен начать коррекционную работу именно с этого речевого недостатка. Но для того чтобы начать помогать учащемуся в этом направлении, необходимо иметь четкие представления о причинах и видах нарушения слоговой структуры слова.
Что нужно знать при выявлении ошибок на уровне слогов:
- Причины нарушений слоговой структуры слова
- Виды нарушений слоговой структуры слова.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Причиной нарушение ССС могут быть такие факторы, как:
• физиологические патологии
• излишняя эмоциональность
• недостаток общения и связанное с этим замедленное развития речи.
То есть причины нарушения слоговой структуры речи могут иметь неречевые характеристики, а скорее медицинские (неврологические) и психологические. Тем не менее, выделим следующие причины:
Фонетико-фонематическое недоразвитие
При ФФН нарушаются процессы звукопроизношения и само восприятие фонем (звуков). Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием чаще имеют нарушение слоговой структуры сложных слов, а именно упрощение порядка слогов.
Дизартрия
Это нарушения артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Речь таких детей сбивчивая, невнятная, нарушен ритм дыхания, что может быть вызвано недоразвитием артикуляционных мышц, а в наиболее тяжелых случаях – поражением центральной нервной системы. При дизартрии рекомендован комплексный подход – логопедическое и, при необходимости, лечебное воздействие.
Низкий уровень развития оптико-пространственной организации
Хотя может показаться, что умение ориентироваться в пространстве никак не связано с речью, в действительности психические речевые и неречевые процессы взаимосвязаны. В большей степени формирование оптико-пространственных представлений влияет на обучение чтению, успешность которого зависит от правильного восприятия букв, однако часто сложности с пространственной ориентацией встречаются у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Нарушение ритмико-динамической организации движений
Несформированность динамических характеристик выражается в том, что ребенок с трудом переключается с одного вида движения на другой. Сходным образом сбои проявляются и в работе артикуляционного аппарата, произношении слов. Им недостает понимания ритма, у них наблюдается пониженная двигательная память и внимание.
Неспособность мозга провести серийно-последовательную обработку информации
В данном случае корень проблемы заключается в том, что мозг не успевает правильно обработать информацию, в силу чего происходят ошибки в соединении слогов и слов, а также слов в предложении, и ребенку сложно дается восприятие услышанного. Такие дети не могут планировать свою деятельность, в том числе и речевого характера, например, они не в состоянии выразить словами происходящее, свои чувства.
Пониженная потребность в коммуникации
У некоторых детей отмечается пониженная мотивация речевая активность что, конечно, служит препятствием к развитию речи. Ребенок не желает вступать в разговоры, замыкается, что не позволяет сформироваться вербальным навыкам. Поэтому необходимо обеспечивать с ранних лет возможность взаимодействия, причем не только со взрослыми, но и со сверстниками. Это будет мотивировать его развивать свою речь, учиться правильно выражать свои мысли, чтобы быть понятым.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
1. Нарушение количества слогов:
• элизия – сокращение слогов (молоток- моток)
• итерация- опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино)
• увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава).
2. Нарушение последовательности слогов в слове.
• перестановка слогов в слове (деворе-дерево)
• перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот)
3. Искажение структуры отдельного слога
• сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута- капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул).
• вставка согласных в слог (лимонт-лимон)
3. Антиципации
• уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы)
4. Персеверации
• застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей).Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.
5. Контаминации
• соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).
ВЫВОД: преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.