МААМ-картинки

Причины, функции и виды тревожности и страхов у детей дошкольного возраста

Логинова Римма
Причины, функции и виды тревожности и страхов у детей дошкольного возраста

Эмоциональные состояния входят в структуру психики в категории психических состояний (кроме них выделяют еще психические процессы и психические свойства). Эмоциональное состояние – особый субъективно окрашенный уровень психической деятельности человека, проявляющийся в его повышенной или пониженной активности.

Существует несколько классификаций эмоциональных состояний:

По степени интенсивности и продолжительности:

длительными, но слабыми (печаль)

сильными, но кратковременными (радость)

По субъективному переживанию:

положительные эмоции, связанные с удовлетворением жизненных

потребностей человека

Публикация «Причины, функции и виды тревожности и страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением жизненных

потребностей

По содержанию:

простые: гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более

сложные: моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма

и др.

По форме протекания:

чувственный тон

настроение

эмоции

аффект

стресс

фрустрацию

страсть

высшие чувства

Рассмотрим где в данной классификации находится страх. По форме

протекания страх относится к эмоциям — он возникает в ответ на раздражитель

и сигнализирует о наличие реальной или мнимой опасности. По классификации

К. Изарда, страх — одна из фундаментальных человеческих эмоций.

В организме протекают довольно выраженные гормональные изменения —

выделяются гормоны стресса и адреналин, которые мобилизируют организм

для возможной борьбы. Если ситуация, вызвавшая страх, длится довольно

длительное время, то эмоция переходит в настроение — тревогу и может

вызвать стресс. Резко возникшая пугающая ситуация высокой интенсивности

может вызвать реакцию по типу аффекта. Например, по З. Фрейду «страх – это

состояние аффекта» .

Эмоции (от лат. – возбуждаю, волную). По определению Щербатых:

«Эмоции – это особый класс субъективных состояний, отражающий в форме

непосредственного переживания процесс и результат деятельности,

направленный на удовлетворение актуальных потребностей» .

Эмоции обычно вызываются объективной, либо воображаемой

реальностью, воспоминаниями или предвосхищаемыми событиями. Следует

отметить, что так как эмоции – во многом гормональный процесс, то

долговременная память их не хранит. Вместо этого они могут каждый раз

вызываться заново и, естественно, каждый раз бывают различны.

Эмоции делят на стенические и астенические. Стенические – эйфория,

мания, гнев, тревога – стимулируют деятельность человека. Астенические –

печаль, тоска, апатия, страх – подавляют всякую активность.

Эмоциональные переживания свойственна амбивалентность

(двойственность) чувств, которая часто обусловлена противоречием между

устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (так, например,

совмещаются любовь и ненависть при ревности).

К. Изард к фундаментальным эмоциям относит следующие: радость,

вина, страдание, удивление, печаль, отвращение, гнев, презрение, стыд,

интерес, страх.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под

влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В

отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших

потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом

возможного неблагополучия. Поэтому к переживанию страха часто

примешивается чувство неизвестности, работа воображения, прошлый опыт,

что может привести к тому, что ожидание страха переживается интенсивнее,

чем реально произошедшая ситуация.

Страх тесно связан с агрессией. Агрессивное поведение переживается

как амбивалентное состояние, то есть эмоциональное состояние, когда

настроение колеблется между двумя полюсами: страха и ярости. В качестве

специальной формы приспособительных реакций агрессивное поведение

можно описать как особый, хорошо оформленный механизм конкуренции,

борьбы. Это способ экстремальной конкуренции, это такой способ

взаимодействия, который требует полной мобилизации сил. Страх в этом случае

выступает критерием – если угроза слишком велика – надо бежать, если

уровень угрозы слабый, либо положение безвыходное – то драться.

Каждая из указанных эмоций может проявляется целым спектром

состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость

может проявляется удовлетворением, восторгом, ликованием, экстазом и т. д.).

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные

эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать

в себе страх, гнев, вину и интерес.

Таким образом, страх является одной из человеческих эмоций,

врожденной базовой эмоцией. Суть страха – помочь человеку выжить и

избежать опасных ситуаций.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Конспект беседы-занятия «Виды росписи пасхальных яиц» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект беседы-занятия «Виды росписи пасхальных яиц» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Дидактическая игра-судоку «Зимние виды спорта» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-судоку «Зимние виды спорта» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Судоку. Зимние виды спорта" для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: Привлечение детей к здоровому.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Причины, функции и виды тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июня 2024 в 21:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины, функции и виды тревожности и страхов у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Логинова Римма в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД