юлия зуйкова
Причины детских конфликтов, их психологические проблемы, способы разрешения и методы профилактики
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Зуйкова Юлия Александровна педагог-психолог
ГБОУ школы №574 Невского района Санкт-Петербурга
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Публикация «Причины детских конфликтов, их психологические проблемы, способы разрешения и методы профилактики» размещена в разделах
Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Но, посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует наличие мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада.
Причины возникновения конфликтов :
• Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д.
• В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты – задирают других и раздражаются сами; жалобщики; молчуны, нерешительные, всезнайки).
• Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.
Конфликтных ситуаций в детском возрасте великое множество. И разобраться в них, порой, бывает не просто. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными).
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого. Взрослый должен высказывать свое отношение к конфликтной ситуации, и вместе с ребенком искать пути ее решения.
Существует два способа разрешения конфликтов :
• Деструктивный – «Не буду с ним играть», «Всех побью и заставлю играть»
• Конструктивный – «Предложу другую иргу», «Вместе придумаем новую».
В разрешении детских конфликтов воспитатель, по возможности, должен обеспечивать нахождение «общего языка» между участниками конфликта.
При решении детских конфликтов воспитатели должны помнить, что:
• При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
• Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.
• Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
• Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной.
Возможны разные типы поведения воспитателя при решении конфликтов :
• Авторитарный. Такой тип отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств (настойчивость, дисциплинированность, послушание и т. д.).
• Демократический. Нужно воспитывать моральные качества (отзывчивость, доброту, справедливость).
• Анархически-попустительский. Как правило, это воспитатели без специального образования.
При решении конфликтных ситуаций важно использовать технику активного слушанья. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. В беседе необходимо держать паузу, она необходима ребенку, чтобы разобраться в своих чувствах. Воспитатель не доминирует в беседе, он является помощником.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т. к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.
Обязательно надо дать понять, что будут выслушаны обе стороны конфликта.
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта : ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Как уже говорилось, конфликты легче предупредить, чем разрешить. Предупреждать конфликты лучше на начальной стадии. Признаки зарождения конфликта на слайде. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Важно обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей).
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками.