Нина Архипова
Причина девиантного поведения
▼ Скачать
ПРИЧИНА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Девиантное поведение - это поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе. Эта ситуация поставила явление девиантного поведения в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия учащихся с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на его динамику.
Публикация «Причина девиантного поведения» размещена в разделах
Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних, и поэтому каждому педагогу очень важно иметь представление о том, что такое поведение, какое поведение можно считать соответствующим нормам, а какое девиантным.
Проблема девиантного поведения детей школьного возраста занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Современный школьник живет в мире, сложном по своему содержанию и способности к социализации. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантное поведение учащихся, можно сказать, что масштабы этого явления растут по многим критериям. Педагоги и психологи отмечают, что дети школьного возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой школьников.
Проблема отклоняющегося или девиантного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. Работа педагога с подростками отклоняющегося поведения должна строиться не только на предупреждении проблем, но и на правильном корректировании их, в том числе, основываясь на развивающих методиках. Отклоняющееся поведение подростков требует к себе интегрального подхода с учетом психологических, социальных и персональных факторов.
Основная задача образования — дать каждому ребёнку, с учётом его возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с отклоняющимся поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
В ТОГБОУ «Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения» для работы с детьми отклоняющегося поведения утверждается план воспитательной работы на учебный год. Далее утверждается «Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав», в целях оказания своевременной и квалифицированной помощи обучающимся и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические ситуации, обеспечения целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность обучающихся, организации социального патронажа обучающихся и их семей, рассматриваемых на заседании Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. В Совет профилактики входят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, несколько учителей и несколько обучающихся.
Совет профилактики составляет и утверждает план работы на учебный год. В котором отмечают всю деятельность работы совета.
Совместно с советом работает социальный педагог, который так же в начале года составляет план своей работы. В школе воспитательная работа с детьми отклоняющегося поведения ведётся по средствам индивидуальных бесед, вовлечение детей данной категории в различную деятельность.
Но работа по воспитанию детей с отклоняющимся поведением будет не так результативна, если к ней не привлекать родителей таких детей. Так в «Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения» воспитательная работа ведётся не только с детьми, но и с их родителями.
В школе классные руководители, работая по плану воспитательной работы, проводят тематические родительские собрания. Совет профилактики совместно с социальным педагогом и классными руководителями проводят общешкольные родительские собрания. На которых приглашают представителя ПДН ОМВД.
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних классными руководителями ведется ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, выясняются причины пропусков занятий, осуществляется тесная связь с родителями. Вся проводимая работа фиксируется в журналах учета индивидуальной работы с учащимися и их родителями и в дневниках классных руководителей. В школе разработаны и реализуются мероприятия по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей.
Вся работа в Центре, направленная на коррекцию девиантного поведения, не будет эффективной без положительного отношения подростка к необходимости самоопределения, без понимания, как это сделать. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании можно добиться положительных результатов в работе.