Лариса Семенчик
Презентация «Всестороннее развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие моторных и речевых функций в
народной педагогике через потешки и сказки.
Интуитивно, без всяких научных исследований, лишь доверяя
традиции, наши предки занимались ранним развитием детей сами
того не зная. Они закаляли их, не создавая тепличных условий.
Создавали адекватную картину мира, напевая колыбельные,
рифмованные слова потешек быстрее запоминаются ребенком, их
легче слушать, они лучше привлекают внимание. Многие педагоги,
Публикация «Презентация „Всестороннее развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
начиная с К. Д. Ушинского, считают, что повторение потешек способствует
раннему развитию речи : ребенок вычленяет часто повторяемые звуки,
запоминает их и начинает повторять. Кроме того, сказки и потешки
рисуют перед ребенком картину огромного и интересного мира,
насыщенного приключениями: так дети получают энциклопедические
знания. Они учат малыша правилам поведения, нравственности и
морали, формируют понятие «хорошо-плохо». А всевозможные игры с
пальчиками и ручками («Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.) - это и
хороший массаж, и средство развития мелкой моторики, которая, в свою
очередь, стимулирует развитие мозга.
* ПОТЕШКИ
Потешки проговариваются в обычных бытовых ситуациях
общения с ребенком, приучая его к звуку ритмизованной речи и
отвлекая его внимание.
Водичка-водиченька,
Умой мое личико!
Чтобы щечки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
* ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Игра «Сорока-ворона», взрослый массирует ладошку ребенка,
загибает поочередно пальцы, начиная с мизинца и приговаривает.
До нашего времени игра дошла в «урезанном» виде. Еще в 18-19
веках после загибания пальчиков взрослый, игравший в «Сороку-
ворону» переходил к запястью ребенка, затем к локтю и заканчивал
присказку щекоткой под мышкой.
Сорока-ворона кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала!
Ты кашу не варил, деток не кормил,
Воды не носил - учись наперед!
Здесь холодная, здесь теплая,
А здесь кипяток-кипяток!
* ИГРЫ НА КОЛЕНЯХ
Посадив ребенка на колени и слегка подбрасывая его, взрослый
приговаривает стих, а в конце слегка раздвигает колени, чтобы
ребенок слегка «провалился».
Еду-еду к бабе, к деду,
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдруг - бух в яму!
* КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
Есть люди, которые и в старости помнят колыбельные, которые
им пели в детстве, для многих из них мамина колыбельная
остается самым дорогим и теплым воспоминанием жизни.
Баю-баю-баю-баю,
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
И потащит во лесок.
И потащит во лесок.
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
* С К А З К И.
Русские народные сказки - настоящий кладезь информации.
Не только классические «Курочка Ряба» и «Репка», но и сотни других
сказок могут научить вашего ребенка думать, сравнивать,
переживать за других. Сказки можно не только читать, но и обсуждать.
Для формирования моральных оценок:
1. Обсудите с ребенком, кто из героев поступил хорошо, а кто - плохо,
и почему так произошло;
2. Помогите отрицательному герою «исправиться» - пусть ребенок
придумает, как он должен был поступить в сложившейся ситуации
(Волк мог не есть семерых козлят, а вместе с ними приготовить
ужин)
Для развития речи :
1. Обсудите с ребенком все незнакомые слова в сказке, придумайте
предложения с этими словами;
2. Попросите ребенка задать героям сказки любые вопросы;
3. Придумайте вместе с ребенком другое название сказки.
4. Вместе с малышом сочините письмо одному из героев.
5. Предложите ребенку придумать новую сказку, используя тра-
диционное начало, но с частицей «не» (Не Маша пошла с подружками
в лес, а.», «Жили-были не дед и баба, а.»).
Для развития аналитических навыков:
1. Попросите ребенка рассказать, как он бы поступил на месте
того или иного героя;
2. Сформулируйте несколько вопросов по сказке, требующих
сопоставления фактов. (Почему волка считают злым? Почему
колобок лисы не испугался)
Для развития воображения :
1. Попросите ребенка придумать сказку о себе;
2. Попросите малыша придумать новый конец для старой сказки
(Даже мышка не помогла вытащить репку. Что дальше)
2. Сформулируйте вопросы «А если бы.», предполагающие
иное развитие действия сказки (А если бы Машенька не заметила
печку в лесу, как бы она братца нашла)
Для формирования энциклопедических знаний:
1. Проанализируйте сказку и выделите, какие ценные практи-
ческие сведения может из нее получить малыш.
2. Сформулируйте соответствующие вопросы малышу и помоги-
те найти на них ответы ( например: зачем журавлю длинный клюв?
Какие овощи, кроме репки, растут на грядках? Из чего можно
построить избушку)
Для развития творческих способностей:
1. Как можно чаще просите ребенка рисовать сцены из сказок,
создавать иллюстрации к ним.
2. С помощью аппликации и природных материалов (шишки,
яичная скорлупа, ракушки, пух и перья и т. д.) создавайте разнооб-
разные поделки по мотивам сказок: золотое яичко, теремок, Колобка.
3. Предложите ребенку рисовать необычных персонажей:
добрую Бабу-ягу, честную Лису и др.
3. РАННЕЕ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С СОКРОВИЩНИ-
ЦЕЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Знакомство с произведениями искусства, с сокровищницей русской и
мировой литературы, с лучшими образцами народного творчества
должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего
и дошкольного детства - определяющий этап
в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет - богатейший
по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир,
впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и
активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а
главное - овладевать средством человеческого общения, речью.
Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего
его мира: природы, вещей, человеческих отношений.
Л. Н. Толстой, обращаясь памятью к своим первым впечатлениям
детства, писал: «Разве не тогда я приобретал. так много, так быстро,
что во всю остальную жизнь я не приобрел и 1/100 того. От пятилетнего
ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего -
страшное расстояние».
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями
устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший
педагог - народ создал такие произведения художественного слова,
которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка, их
мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл;
когда подрастет, начинает приобщаться к народному опыту, народной
морали, народной мудрости, начинает улавливать точность,
выразительность и красоту языка.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается
с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен,
образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помо-
гают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отлича-
ющиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел,
наша - Маша, то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это
подчеркивает особенности каждого из них.
Своевременное развитие фонематического слуха, формирование
способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают
ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосоче-
тания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много
шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках:
«Ай, качи – качи - качи! Глянь - баранки, калачи.»; «Чики, чики,
чикалочки.»; «Скок - поскок, сколочу мосток, серебром замощу,
всех ребят пущу». Научившись различать вариативность забавных
звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть
словами, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской
речи, ее выразительность, образность.
М. Горький писал: «Именно на игре словом ребенок учится
родному языку, усваивает музыку его и то, что филологи называют
«духом языка». Веками народ отбирал, хранил, передавая из уст в
уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма
и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя,
легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову,
приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этим не исчерпывается
глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм
народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние-
пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему
живому, интерес и уважение к труду.
Наряду с песенками, созданными специально для маленьких,
собраны и отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скомо-
рошьих песен - это золотой фонд, любовно сохраненный предше-
ствующими поколениями. Песни отличаются широтой тем,
разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «ли-
чико», до весны- «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих
из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм,
размеров (от четких, точных рифм - «Наша Маша.», «Ладушки.»,
«Огуречик.» - до белого стиха- «Солнышко катилось ко западу.»,
«Ты трава ли моя, травушка.»); интонацией (от ласковой лиричес-
кой - «Потягушечки, потягушечки.» - до юмористической- «Ты
умница, разумница.»).
Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки
предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба»,
«Репка») и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и
лиса», Гуси-лебеди»).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка
от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам
сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям,
требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их
от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках
борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще
всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные
силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра
над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество,
стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы
страшным оно ни было.
Тем же целям служат и сказки, в которых осмеиваются такие
человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость,
глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к
природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей
и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию
богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к
нему. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Больше всего удается взволновать детей, захватить их вообра-
жение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий
или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его,
умелое использование образности языка сказки настолько остро
воспринимаюся детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно
слово. Эта внутренняя активность - «жизнь вместе с героем»-как бы
поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает
возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может
осмыслить разумом.
В. Г. Белинский писал: «Не говорите им: это хорошо, а это дурно,
потому и поэтому, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим,
но так, чтобы дети сами, своим чувством, поняли, что это хорошо;
предсталяйте им дурное, тоже не называя его дурным, но так, чтобы
они по чувству ненавидели это дурное».
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом
прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно
следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных
прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных
переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход
событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей,
их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш
в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся
ему выражения.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее
развитых. Для такого ребенка, повторение сказки помогает пройти
путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного
понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого,
захватит его воображение, чувства.
Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо
подготовить их. Малышей можно подготовить видом игрушек,
с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра).
У детей трех - четырех лет интерес можно возбудить
присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости,
ритмичности речи сказочника. Присказок может быть много,
например:
За ступенькою ступенька - Сказка, сказка, прибаутка,
Станет лесенка, Рассказать ее не шутка,
Слово к слову ставь складненько- Чтобы сказочка сначала,
Будет песенка. Словно реченька, журчала,
А колечко на колечко- Чтоб к концу ни стар, ни мал
Станет вязочка. От нее не задремал.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
Широко используются и не стихотворные присказки
вроде: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево - золотые
маковки. По этому дереву ходит Кот - баюн: вверх идет - песню
заводит, вниз идет - сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка
а сказка вся впереди». Присказка может иметь и такую концовку:
«Это еще присказка, сказка дальше пойдет».
В качестве присказок могут быть использованы и потешки:
«Из-за леса, из-за гор.» и др.
Новую сказку лучше начать присказкой знакомой, а уже
слышанную детьми - присказкой новой, интересной и забавной.
Заканчивать сказку можно широко известными концовками:
«Тут и сказке конец, кто дослушал - молодец»;
«Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя» или:
Так они живут, И я там был,
Пряники жуют, Мед, пиво пил,
Медом запивают, По усам оно бежало,
Нас в гости поджидают. В рот ни капли не попало.
Могут служить концовками подходящие к содержанию
сказки пословицы: «Так-то! Смелость города берет!» или
«Сам погибай, а товарища выручай!» и др. Такая концовка закрепит
впечатление от услышанного.