Наталья Чиркова
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
№2 Ребенок на пятом году жизни разительно отличается от того, каким он был год назад. И это связано не только с совершенствованием физических навыков и умений. Возрастные особенности развития детей в возрасте 4 – 5 лет характеризуются, прежде всего, тем, что дошкольник уже пришел в себя после недавнего кризиса, поэтому способен более плодотворно развиваться в психоэмоциональном, творческом плане. Малыш становится намного мудрее, прогрессируют его аналитические способности.
Темочки:
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
№3 Возраст 4– 5 лет пора относительного штиля: «войны за власть и территорию» завершены, теперь ребенок более спокоен, собран, послушен. Он уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых и стремится к внешней самостоятельности.
№3 Одной из главных отличительных черт этого возраста является то, что ребенок начинает любить родных. Не просто говорить «люблю», потому что так принято выражать чувства среди его ближайшего окружения, а по-настоящему любить, понимая всю глубину этой привязанности. Это ценное чувство важно не утратить, не разрушить неправильными действиями взрослых.
№4 По-прежнему огромное влияние на общее развитие ребенка оказывает развитие психическое. При этом характеристика возрастных особенностей периода 4– 5 лет включает следующие аспекты:
Демонстрация самостоятельности и инициативы для повышения собственной значимости в глазах родителей; (Это значит, ребенок стремится завоевать уважение и высокую оценку взрослых своим поступкам, ждет от них похвалы за достижения и добрые дела. Не получив похвал, малыш отреагирует обидой.)
Внимание к своему здоровью и самочувствию; (Малыш уже довольно точно может описать свое состояние и старается сообщить маме или воспитателю, если самочувствие ухудшилось)
Этическое становление; (Малыш начинает понимать ощущения и чувства других людей (не только себя или сверстников, учится сопереживать чужому горю, находить выход из конфликтных ситуаций при общении с окружающими.)
Активная социализация; (Круг отношений только внутри семьи для ребенка окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе – они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день)
Развитие воображения, повышение роли сказок; (На пятом году жизни у ребенка активно развиваются творческие способности и воображение. Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль, побеждают зло, обладают силой, мудростью, добиваются признания своих достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. К тому же, обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным.)
Неуемная любознательность; (Дошкольнику этого возраста интересно все на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию)
Ранимость и чувствительность; (На пятом году жизни дошкольники болезненно реагируют на замечания, наказания. Неловко брошенная фраза взрослого может зародить в ранимой детской душе букет комплексов, которые помешают ему успешно реализоваться во взрослой жизни.)
Страхи и кошмары; (Бурное развитие фантазии может не всегда положительно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, порождая самые разные страхи и «плохие сны»)
Значительное усложнение игровой деятельности; (Игра в этом возрасте у детей становится гораздо более сложной, сюжетно-ролевой. Дети играют в магазин, в дочки-матери, больницу, войнушки. Во время игр малыши развивают способности взаимодействия, проявляя всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат.)
Различие людей по половому признаку становится намного глубже; (Теперь дети могут разделять по половому признаку не только одежду или прическу, но и, например, поведение, профессии, черты характера, манеру поведения, родственные связи (девочка – сестра, дочь, внучка, мальчик – сын, брат, внук)
Повышенная склонность к запоминанию. (Хотя память еще непроизвольна, именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие годы)
Что ж, вполне благополучная картина, если не считать страхов. Но в том и заключается важная обязанность родителей – вовремя реагировать на происходящее с их малышом. Направляя фантазию в нужное русло, увлекая ребенка интересной беседой или веселой игрой, переключая малыша на позитив, они могут блокировать страхи.
№5 СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Как видно, возрастные особенности развития ребенка пятого года жизни характеризуются ростом навыков социализации (особенно – в детском коллективе, эмоциональных проявлений, настоящим буйством воображения. Все это приводит к активному совершенствованию речевых навыков:
малыш уже употребляет от одной до трех тысяч слов, относящихся к разным частям речи;
строит предложения из 6–10 слов;
понимает значение предлогов и правильно их применяет в речи;
правильно употребляет множественное число;
использует в речи сравнительные и оценочные суждения;
правильно называет свой возраст, имя, фамилию, адрес проживания;
может поддержать беседу – развернуто отвечает на вопросы, правильно строит собственные вопросительные конструкции;
учит наизусть детские стихи, песенки, потешки;
знает названия и суть нескольких профессий.
№6 ЛОГИКА, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Возрастная любознательность и стремление показать степень своей «взрослости» на этом этапе роста и развития вместе с совершенствованием процессов развития головного мозга не могут не повлиять на уровень интеллекта в целом и на расширение палитры логически-математических навыков в частности. Сейчас быстро увеличивается объем памяти, внимание способно концентрироваться на более длительное время. Это период, когда в память дошкольника можно вложить самые разнообразные знания, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Мышление ребенка этого возраста – наглядно-образное, причем на первом месте по-прежнему стоит наглядность, поэтому его действия, в том числе мыслительные, отличаются практическим характером. Лишь к концу пятого года мышление постепенно перейдет в словесно-логическое, построенное на логическом рассуждении. Ребенок освоит сложные умственные операции обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, сможет делать логические выводы. Это будет говорить не только об уровне общего развития, но и о степени готовности ребенка к обучению в школе.
№7 Сейчас идет активная подготовка к переходу на новый тип мышления. Ребенок этого возраста уже многое знает и умеет: ориентируется в расположении предметов (спереди, сзади, в середине, сверху, снизу); знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник); считает до 9, сопоставляя количество предметов с конкретной цифрой; может расположить цифры от 1 до 5 в прямой и обратной последовательности; при сравнении предметов понимает понятия «меньше», «поровну» («равно», «больше»; может найти сходства и различия на изображении; складывает картинку, разрезанную на 2–6 частей; собирает по образцу конструкции без посторонней помощи (сложной формы пирамиду, фигуры из конструктора); вставляет недостающие фрагменты изображения (пазла); находит пары предметов, лишний предмет в цепочке, может объяснить свое решение; подбирает противоположные слова, понимая их значение; может объяснить несоответствие картинки действительности, найти лишние детали; в состоянии собирать буквы в слоги – можно начинать обучение чтению.
№8 На 5-м году жизни меняется характер взаимоотношений с детьми. Ребенок уже не может обходиться без ровесников. Общение со взрослыми, даже очень занимательное, не способно заменить общение со сверстниками. Это связано с переходом к совместной игре и эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Сюжетно-ролевые игры на 1-м месте. Нельзя играть во «врача» без «пациента», в «продавца» без «покупателя», в «маму» без «детей». Около 4-х лет партнером по игре могла быть игрушка, а теперь появился интерес к взаимодействию с настоящим партнером сверстником.
Возрастает сопереживание сверстнику. Однако, оно зачастую неадекватно – успехи сверстника могут огорчать, а неудачи – радовать. Дети начинают хвастать, завидовать, конкурировать, конфликтовать. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Достоинства, которыми обладает ребенок, приобретают значимость, только когда их оценивает кто-то другой. Потребность в признании и уважении сверстников оказывается главной.
№9 ДРУГИЕ НАВЫКИ, КРУГОЗОР, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В промежутке между 4 и 5 годами малыш достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира. Сейчас он может: назвать группы животных (птиц, насекомых, рыб и т. д., назвать их представителей и основные отличия (лапы, крылья, усы); назвать группы фруктов, ягод, овощей, деревьев, цветов, кустарников, различает их виды и характеристики; различает домашних и диких животных, знает их названия; различает культурные и дикие растения; понимает разницу между продуктами и блюдами из них; ориентируется во времени суток (сейчас утро, день, вечер, ночь); знает основные особенности строения человека, отличает его части тела от животных (лапы и ноги, волосы и шерсть, ногти и когти); знает, как выглядят времена года, каковы их особенности, какие бывают осадки в разное время года, холодно или тепло.
В плане самообслуживания ребенок этого возраста уже вполне самостоятелен. Он не только умеет пользоваться средствами гигиены и туалетом, вилкой, ложкой, но и в состоянии сам завязывать шнурки, застегивать кнопки, липучки, молнии, пуговицы. Уже не путает правый ботинок с левым.
№10 Активно развивается мелкая моторика, что также свидетельствует о подготовке рук к обучению письму. Малыш может самостоятельно: нанизывать крупные бусины на нить; проводить линии без отрыва карандаша от бумаги; штрихует рисунок прямыми линиями, не вылезая за границу; раскрашивает, не вылезая за край, обводит по контуру.
№11 В плане физического развития ребенок на пятом году жизни уже более скоординирован, легче держит равновесие. Все его действия становятся более уверенными, малыш становится быстрым, ловким, нуждается в постоянном движении. Физиология детей этого возраста требует от взрослых внимания к осанке ребенка, дозирования нагрузок, чередования их с отдыхом.
№12 Основные физиологические особенности ребенка пятого года жизни:
быстрый, но неравномерный рост мышечной массы, что приводит к быстрой утомляемости;
гибкость, поскольку окостенение скелета еще не завершено (поэтому силовых упражнений следует избегать);
развитие детской дальнозоркости из-за того, что хрусталик приобретает плоскую форму;
увеличивается объем легких, брюшной тип дыхания уступает место грудному, из-за чего потребность в кислороде у детей этого возраста резко возрастает;
повышается чувствительность к резким звукам и сильному шуму. /
№13 Возраст 4–5 лет – пограничный между кризисом 3 лет и подготовкой к обучению в школе. От того, как пройдет этот период, во многом будет зависеть и успешность ребенка в освоении навыков, необходимых для обучения. Поэтому развитию малыша нужно уделять постоянное внимание.
«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».
В. А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!