Елена Черных
Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрены»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия
«В гостях у бабушки Матрены»
Цель: Приобщать детей к традициям русского народного фольклора; закрепить знание основных элементов интерьера русской избы, активизировать в речи детей слова, их обозначающие. Развивать умение правильно использовать в речи предлоги –в, -на, -за, -под.
Воспитывать сопереживание, желание помочь ближнему, развивать интерес к русской народной культуре.
Ход занятия:
Дети входят в «русскую избу». Их встречает хозяйка- бабушка Матрена. И дети, и хозяйка одеты в русскую нарядную одежду - сарафаны, косоворотки.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у бабушки Матрены“» размещена в разделах
Хозяюшка: - Здравствуйте, детишки мои милые!
Милости прошу ко мне в избу!
Дети: - Живи, изба, здорово, богато,
Чтоб было тепло,
Чтоб стало светло!
Хозяйка: - В старину, бывало. На Руси как заканчивали работу, люди собирались вечером у кого- либо в избе, беседовали, сказки да были, сказывали. А в горнице было светло и чисто.
Ребенок: - Наша- то хозяюшка сметлива была:
Всем в избе работу к празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половицу курочка веничком метет.
Хозяюшка: - Спасибо, ребятки! Я свою избу содержу в чистоте и порядке. У меня каждая вещь на своем месте. А во дворе живность водится. А какая, отгадайте:
- Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он мурлычет, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это …. (кот)
- То лежит и молчит,
То лает и рычит.
Кто к хозяину идет
Она знать дает. (собака)
- По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки. (гусь)
- Удивительный ребенок-
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять
Как родная его мать. (утенок)
- Рогатая, бодатая,
Травку жует,
Молочко дает. (корова)
- Хвост крючком, нос пятачком. (свинья)
Хозяйка: - Ай - да молодцы! Отгадали!
Ребята, а вы заметили, какое яркое
солнышко сегодня светит! Это оно
нас оберегает, с весной поздравляет.
Ребенок: - Ау- ау, аукаем,
Весну приаукиваем!
Март- март, солнцу рад,
Апрель, апрель - откроет дверь,
Май, май, сколько хочешь, гуляй!
Ау-ау, аукаем!
Весну приаукиваем!
Ребенок: - Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На шелковую травицу,
На студеную водицу,
На аленький цветочек,
На зелененький лужочек!
Хозяюшка: - Молодцы! Кажется, солнышко еще ярче засияло и заиграло
своими лучами. Нам бы повеселиться. Только слышу я, с нами еще кто-то есть в избе.
(находит домовенка Кузю)
Кузя: - Ап-чхи! Ап-чхи!
У меня печальный вид.
Голова моя болит.
Я чихаю, я охрип.
Болею я, хвораю.
Хозяйка: - А что у тебя болит?
Кузя: - Все болит, везде болит. Работать хочу, а не могу. Поэтому за печкой
Лежу, на ребят смотрю.
Хозяйка: - Ребята, помогите Кузе избавиться от хвори, от боли.
Ребенок: - У кошки боли, у собаки боли,
У лошадки боли,
А у Кузи заживи!
Ребенок: - У пчелки хвори,
У ласточки хвори,
А Кузины хвори,
Уйдите за море!
Хозяйка: - Кузя, ребята наши помогут тебя вылечить. Что надо сделать,
Чтоб вылечиться, ребята?
Дети: - Надо слушать советы врача, пить нужные лекарства, полоскать горло,
пить душистый чай с лекарствами, травами, а в серьезных случаях-
делать уколы.
Хозяйка: - Это все правильно и хорошо.
Только у нас нет здесь врача, а уколы мы сами делать не умеем.
Делайте напоем Кузю парным молочком с маслом и медом,
Предложим ему в бане попариться да на печке косточки свои
погреть.
Дети: (обращаются к коровушке)
- Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку, на донышке!
Надо Кузю напоить,
Надо Кузю подлечить.
Дай и сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Кузя пьет молоко.
Хозяйка: - Я вижу, Кузя, ты повеселел. Это хорошо. Только скажи мне, когда ты последний раз умывался?
Кузя: - Не помню.
Хозяйка: - Кто с водой не дружит,
Тот не может быть здоровым.
Дети умывают Кузю, приговаривают:
- Вода текучая,
Дитя растущее,
С гуся вода,
С Кузи худоба.
Вода книзу,
Кузя к верху.
Кузя: - Мне, кажется, полегчало.
Давайте-ка ребятушки поиграем в «Прятки» с моим братом.
(домовенок «прячется», а дети называют предмет, где он спрятался (рушник, ступа, печка, половик, чугунок).
Кузя: - Ну, молодцы вы.
Хозяйка: - Кузя, а ты хочешь с нашими детьми покататься на каруселях?
(игра «Парк аттракционов»)
- Мы на карусели сели, Держась за руки хороводом
кружатся.
- Пересели на качели Держась за руки парами,
поочередно приседают.
- А теперь с тобой вдвоем Держатся за руки, вытянутые
Мы на лодочке плывем в стороны, покачиваются
в стороны.
- А теперь мы на лужайке прыжки на 2-х
Поскакали будто зайки. ногах.
Кузя: – Вот я и наигрался, и на качелях покачался. Я очень хочу с вами
дружить. А вы со мной?
Дети: - Да!
- Старый друг лучше новых двух
- Нет друга- ищи, а нашел- береги!
Кузя: - Устал я маленько. Пойду отдыхать.
До свиданья, ребята! Спасибо, что подлечили и повеселили меня.
Хозяюшка: - А вы, добры молодцы да красны девицы, не зря нарядились.
Давайте будем весну славить да веселиться будем.
(дети поют частушки)
- Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Здесь народу очень много,
Можем растеряться!
- Я пойду да разойдуся
По зеленой по траве.
Заиграла балалайка,
Все волнуется во мне.
- У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.
- На окошке два цветочка-
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
- Целый день я так старался.
На девчонок не смотрел.
Ели-ели удержался,
Дернуть за косу хотел.
- В небе звезды загорелись,
А потом погасли.
Моя мила пока
Ходит только в ясли.
- У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Скажем прямо- молодец!
Хозяйка: - Молодцы! Потешили хозяйка!
Угощу я вас славно. Только надо попросить печку помочь приготовить угощения.
Ребенок: - Ой, ты, печка- сударыня,
Помоги нам, барыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Помоги и спаси,
В дом богатство принеси.
Хозяйка: - Вот и угощение готово.
Тары- бары- растабары
Выпьем чай из самовара
С пирожками, ватрушками
Да блинами вкусными!
Хозяйка: - Дорогие гости, подходите к столам да угощайтесь на здоровье!