Анастасия Кудлаева
Требования к организации предметно-развивающей среды по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
2. Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
3. Речевое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
Публикация «Требования к организации предметно-развивающей среды по ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
4. Согласно ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
5. Цель организации предметно-развивающей среды в ДОУ :
-достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе организации информационно-методических, материально-технических, организационно-содержательных условий для развития личностных качеств детей. (активности, инициативности и др).
6. Уже давно доказано, что на развитие ребенка большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Необходимо создавать те условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в дошкольное учреждение. Это предъявляет требования к оформлению как открытого пространства : территория ДУ (в том числе детские площадки, так и замкнутого пространства: комнаты групповых помещений, кабинеты и залы, где проводятся занятия с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, сенсорная комната и т. д., маршруты передвижения. (коридоры, лестничные пролеты, холлы и т. д).
7. Чтобы грамотно построить предметное пространство и организовать речевую активность воспитанников, нужно следовать следующим требованиям к развивающей среде :
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть по требованиям ФГОС : содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
8. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
При этом отмечается разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделяется зона для познавательно-речевого развития детей.
Так же образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием.
9. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
10. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
11. Полифункциональность материалов предполагает :
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (т. е. не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.
12. Вариативность среды предполагает :
• наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• непосредственно периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую, речевую активность детей.
13. Доступность среды предполагает :
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
14. И один из самых главных компонентов - Безопасность предметно-пространственной среды, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
15. Так же очень важно в построении ППС выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 – спокойная
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально -театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: -25%
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
16. Грамотно созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.