Наталья Торсукова
Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям дома ребенка
▼ Скачать
Дети,попадающие в дома ребенка,в детские дома и школы-интернаты,как правило,имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере,нарушении социального взаимодействия,неуверенности в себе,снижении самоорганизованности и целеустремленности,что приводит к значительному ослаблению "силы личности".Ребенок,растущий в условиях дома ребенка,как правило,не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны:он одновременно домогается внимания и отторгает его,переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Все дети, живущие в доме ребенка,вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия,создающие эмоциональное напряжение,тревожность,усиливающие агрессию. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера,часто вовсе не замечают обиды,просьбы и даже слез сверстника. Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу,через адекватную для воспитанников агрессию,а порой-через асоциальные формы поведения. Для практического изучения проблем адаптации детей к условиям дома ребенка нами было организованно и проведено исследование. В исследовании приняли участие 10 детей-воспитанников дома ребенка. Эксперимент проходил на базе урайского специализированного Дома ребенка,при участии психолога и социального педагога учреждения.
Публикация «Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям дома ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Темочки
Цель эксперимента:Проанализировать проблемы адаптации детей к условиям дома ребенка.
Задачи эксперимента:Изучить уровень тревожности воспитанников.
Исследовать уровень агрессии воспитанников. Проанализировать уровень самооценки воспитанников. Изучить сформированность коммуникативных навыков воспитанников. Для определения уровня тревожности воспитанников дома ребенка,нами была использована методика - опросник. Проведя диагностическое исследование,мы получили следующие результаты. Исследовав уровень тревожности у детей дома ребенка-воспитанников детского дома,мы получили,что низкая тревожность у 0% воспитанников,средний уровень тревожности у 40% воспитанников,высокий уровень тревожности у 60% воспитанников. Мы разработали следующие рекомендации для решения проблем адаптации детей. На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр.
3. Можно использовать часть инструкции или правил из игры,в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию,техника глубокого дыхания,занятия йогой,массаж и просто растирания тела. Деятельность дома ребенка по адаптации воспитанников может осуществляться через реализацию следующих программ:
а)Программа "Восхождение"
б)Программа "Расти здоровым"
По окончанию работы по программам нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик,что и в начале исследования. Для того,чтобы доказать,что результаты первичной и вторичной диагностики значительно отличаются,и в ходе работы с воспитанниками дома ребенка удалось добиться значительных изменений по всем дигностируемым показателям,применим метод статической обработки данных.
Сравним табличные значения: Первичная диагностика-низкая тревожность у 0% воспитанников,средний уровень тревожности у 40% воспитанников,высокий уровень тревожности у 60% воспитанников. Вторичная диагностика-низкая тревожность у 10% воспитанников,средний уровень тревожности 80% воспитанников,высокий уровень тревожности 10% воспитанников. На основе данных,полученных в ходе проведения констатирующего и контрольного эксперимента,был проведен сравнительный количественный и качественный анализ, который показал:Низкий уровень тревожности повысился на 10%,в то время как высокий понизился на 50%.Средний уровень тревожности после формирующего эксперимента повысился на 40%. По определенным нами параметрам тоже произошли положительные изменения. Социальное доверие проявляют 60% воспитанников,что на 40% выше,чем до работы с использованием комплекса. Высокий уровень социальной активности проявляет на 10% воспитанников больше. По параметру агрессивность агрессивность наблюдается значительное понижение на 70%.Чувство включенности группу присутствует у 80% воспитанников,что на 50% выше, чем во время констатирующего эксперимента. Согласно полученным результатам в ходе работы,мы видим,что результаты контрольного эксперимента имеют положительную динамику.
Таким образом,можно сделать вывод о том,что социально-педагогическая работа,проводившаяся с воспитанниками дома ребенка,дала положительные результаты. Удалось понизить уровень тревожности,уровень агрессии,повысить самооценку и уровень коммуникативных способностей воспитанников дома ребенка,что способствует преодолению проблем их социализации и адаптации.