Чиянова Анна Дмитриевна
Проект «Современные подходы к организации занятий по логоритмике»
▼ Скачать +Заказ
Способы организации детей на логоритмических занятиях.
Начинать работу по формированию речи детей необходимо с раннего возраста. А поскольку логоритмические занятия способствуют развитию речи детей, целесообразно начать проводить эти занятия с младшего дошкольного возраста. Эффективность этих занятий показывает распространение передового опыта музыкальных руководителей и логопедов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (Н. В. Нищева, А. И. Буренина, Г. Ф. Шашкина, Т. И. Суворова).
Публикация «Проект „Современные подходы к организации занятий по логоритмике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
В младшем дошкольном возрасте речь детей ограничена. На логоритмических занятиях в начальном периоде вводятся все неречевые средства, такие как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. (2 слайд)
Выполнение упражнений чередуется слушанием музыки. Затем постепенно на занятиях вводятся и речевые средства с малой нагрузкой, такие как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением. По мере развития речи детей начинаю вводить упражнения для развития голоса, пение, небольшие инсценировки, музыкально-двигательные игры, танцы и игры на детских музыкальных инструментах. (3 слайд)
На начальном этапе формирования речи больше внимания должно уделяться упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, ориентироваться в пространстве. (4 слайд)
Пример: игра "Найди себе пару".
Описание игры: Дети-елочки перемещаются по группе. После слов логопеда : «Раз, два, три свою пару найди!», каждая «елочка» должна найти себе пару по высоте. Кто остался без пары- выбывает. (5 слайд)
О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса указывал И. М. Сеченов. В связи с этим использование логопедической ритмики в работе с детьми обеспечивает снятие эмоциональных зажимов.
С самого начала занятий упражнения без пения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому нужно направлять внимание детей на руководящую роль музыки. Ходьба должна включаться в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Для того, чтобы устранить эти недостатки используются упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубик и т. д. (6 слайд)
Пример: пять или шесть кубиков кладется на расстоянии 35 - 40 см один от другого. Дети перешагивают по очереди.
Различные виды ходьбы (на носочках, на пятках, на внутренней, внешней сторонах ступни, с предметами) сочетаю не только с музыкой, но и со словом.
Пример: Дети идут на пятках под музыку и вместе говорят:
Тук, тук, тук, тук,
Мои пяточки идут,
Тук, тук, тук, тук,
Меня к мамочке ведут,
Моих пяток слышен стук. (7 слайд)
На логоритмических занятиях активно используют упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха. Работа над голосом начинается с пропевания гласных звуков, а затем слогов.
Пример: колокольчики звенят: "динь-дан-дон"
В распевания включают потешки, пословицы, загадки. Произносят их громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе, пропевая их, или импровизируя. Пропеваются знакомые небольшие стихотворения. Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому также можно пропевать вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной интонацией. (8 слайд)
Пример: "Кто, кто в теремочке живет?"
Пропевается то высоко, как мышка, то низко, как медведь.
Дети младшего дошкольного возраста очень любят голосовые игры.
Пример: Голосовая игра "Самолет".
Говорит педагог: Действия детей:
Полетит наш самол т, Тянут «У» с выдуванием воздуха
К облакам нас унес т, через плотно сомкнутые губы,
С ветерком там поиграет вытянутые трубочкой,
И на землю нас верн т. изменяя высоту звука. (9 слайд)
Большое внимание на логоритмических занятиях отводится разделу пения. Именно пение является стимулятором развития плавной и выразительной речи детей. Если на начальном этапе разучивание песни происходит на 6 - 8 занятиях, то позднее дети лучше запоминают слова, их дикция становится более четкой, дети учатся удерживать дыхание. Затем вокально-хоровые навыки становятся более качественны, а пение выразительным.
Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые чаще всего проводятся в начале занятия.
Пример: Музыкальный руководитель стоит в центре круга и поет: "Здравствуйте, дети!"
Дети: "Здрав-ствуй-те!"
Музыкальный руководитель: "Здравствуй, Танюша!"
Таня: "Здрав-ствуй-те!".
В занятие по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включаю пение междометий, которые выражают эмоции - радость, боль, гнев, страх.
Пример: А! О! Ах! Ох! Ух! Ой! Ай-ай-ай! и т. д.
Затем междометия включаю в стихи, которые подбираю таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, и соответствующей музыкой.
Полезны распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики. (10 слайд)
Развитию речи детей способствуют упражнения, формирующие чувство ритма и музыкального темпа.
Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах в бубен, взмахах руками и т. д. Затем включаются движения ногами на месте в ходьбе и беге. Вначале берется две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Затем идет переход к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия "скоро" и "медленно" в движении, дети начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами. С детьми младшего дошкольного возраста темп движений отрабатывается во время шага и бега, при перестроениях, в упражнениях с предметами.
Звучащий ритм служит для воспитания и развития у младших дошкольников чувства ритма в движении и для включения его в речь. У детей на ранних стадиях развития музыкальности, с одной стороны, проявляются музыкально-ритмические реакции, с другой - возникают значительные затруднения при выполнении даже самых простых ритмических заданий. Дети 3 - 5 лет воспроизводят ритм в пении, главным образом ритмическую канву музыкального произведения, а звуковысотную сторону (мелодию и гармонию) воспринимают значительно хуже. (11 слайд)
Танцы с пением и хороводы помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений. (12 слайд)
Большой эмоциональный отклик у младших дошкольников вызывают игры-драматизации.
В играх под пение "Теремок", "Как у наших у ворот" дети могут передавать образы героев. А в играх с пением и движениями "Каравай", "Хороводная - огородная" заводится хоровод. Чтобы научить детей передавать движениями образы песни, им нужно напомнить, как летают птички, описать словами движение и показать его. Но при этом требовать от детей не точного повторения показанных движений, а активизировать и поощрять самостоятельные проявления ребенка в передаче характера образа героя песни. (13 слайд)
Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию кисти руки, что в свою очередь развивает речь детей. Первоначальное знакомство с детскими музыкальными инструментами осуществляется посредством музыкально-дидактических игр. Посредством обучения музицированию на детских музыкальных инструментах у детей формируются все компоненты музыкального слуха (тембровый, динамический, ритмический, мелодический).
Обучению игре на детских музыкальных инструментах отводится несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача простого ритмического рисунка на ударном инструменте (погремушке, барабане, бубне). По мере развития детей вводятся новые музыкальные инструменты, их сочетания и усложняется характер заданий. (14 слайд)
В заключительной части логоритмического занятия используются упражнения с элементами мышечного расслабления.
Дети знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения листиками внизу - на тихое звучание и более сильные взмахи над собой - при громком звучании. Постепенно упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега.
Пример 1: при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, пряча их за спину.
Пример 2: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках.
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с работой по развитию речи детей способствует их творческой активности, воображению и коррекции двигательной сферы. (15 слайд)