Надежда черняк
Проект «Совместная работа с родителями»
«Совместная работа с родителями»
Именно в раннем детстве происходит активное накопление первого социального опыта ребенка. Как правило, именно в это время ребенок впервые поступает в дошкольное учреждение, где ему предстоит знакомство с новыми людьми, детьми, обстановкой. Деятельность групп кратковременного пребывания направлена, прежде всего, на успешную адаптацию и социализацию детей в стенах ДОУ. И здесь мы находим противоречие, так как ребенок с одной стороны стремиться к самостоятельности, а с другой стороны все еще крепко привязан к маме или папе и ему необходима практическая помощь в освоении окружающего мира и культурных способов употребления предметов. Поскольку именно значимый взрослый (в данном случае мама или папа) является для ребенка раннего возраста образцом для подражания, в практику деятельности группы кратковременного пребывания была введена эффективная форма взаимодействия между родителями, педагогами и детьми – совместные детско-родительские занятия.
Публикация «Проект „Совместная работа с родителями“» размещена в разделах
В чем же заключается суть таких совместных занятий?
Педагог организует для родителей и детей определенное образовательное пространство, создает условия для плодотворного сотворчества родителей и детей, родители при этом не просто присутствуют на занятиях, но активно включаются в организованный педагогом образовательный процесс, с интересом помогая малышам вступить в новый для них образовательный вид деятельности. Такая форма взаимодействия позволяет детям раннего возраста сквозь призму положительной оценки матери к таким занятиям, самим получить положительный настрой к пребыванию в детском саду, к общению с педагогом и сверстниками, а в дальнейшем приобрести положительный социальный опыт и успешно пройти адаптацию к ДОУ.
Цель – социализация и адаптация
Задачи:
1. Гармонизация детско-родительских отношений
2. Создание условий для активного сотворчества участников педагогического процесса
3. Включение детей раннего возраста в новый для них образовательный вид деятельности
Обязательное условие проведения совместных занятий – равнозначная активность всех участников педагогического процесса (воспитателя, детей и родителей).
План совместных занятий разрабатывается воспитателем группы кратковременного пребывания с учетом возрастных особенностей детей, образовательно-воспитательных задач и пожеланий родителей (анкетирование, беседы с родителями)
Совместные занятия с родителями проводятся один раз в месяц в соответствии с тематикой указанной в перспективном плане занятий и режимом дня группы кратковременного пребывания.
Участники: дети, родители, воспитатель.
Родители вместе с детьми могут сидеть за круглым столом, таким образом, происходит непосредственное общение, родители имеют возможность видеть друг друга, задавать вопросы, делиться эмоциями.
Длительность совместных занятий с родителями определяется оптимальной образовательной нагрузкой (в соответствии с возрастом) и составляет 10 – 15 минут (с учетом организационного момента).
Организация совместных занятий с родителями предусматривает решение следующих развивающих задач:
- Развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательной
активности
- Развитие игровой деятельности
- Развитие художественно-эстетической деятельности
- Развитие двигательной активности
- Развитие творческих способностей
Принципы построения совместных занятий с родителями :
1. Совместное занятие с родителями должно иметь четкую структуру
2. Родители – равноправные участники, а не пассивные зрители
3. Материал для занятий должен соответствовать возрасту детей
4. Совмещение в совместной деятельности с детьми элементов игры и обучения
5. Гибкость в подборе материалов для совместных занятий
6. Использование элементов похвалы, поощрения (выставка детских работ)
7. Обратная связь от родителей
Организация совместных занятий с родителями предполагает :
1. Проведение презентации для родителей группы
2. Внесение совместных занятий с родителями в ежемесячный план образовательно-воспитательной работы ГБДОУ
3. Подготовку материалов по содержанию совместных занятий
4. Привлечение родителей к подготовке совместных занятий
5. Размещение информации о целях и задачах предстоящего совместного занятия в интерактивном календаре.
Структура интерактивного календаря:
1. Характеристика возрастных психофизических особенностей детей данной группы. (Возможно использование вопросно-ответной формы построения текста.) 3.
2. План мероприятий для родителей на месяц.
3. Фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время для приема родителей. Фамилии, имена, отчества всех специалистов, их профессиональный портрет: образование, стаж. 7.
4. Ежедневный отчет о жизни группы, его цель - дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня. Это нужно для того, чтобы они могли поговорить с ребенком об этих событиях; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой дома. О каждом режимном моменте нужна точная информация, в том числе: под какую музыку дети засыпают и пробуждаются; комплекс упражнений утренней гимнастики, проводимых в течение недели; тема и краткое содержание каждого занятия, с указанием того, что конкретно дети узналинедели; тема и краткое содержание каждого занятия, с указанием того, что конкретно дети узнали или сделали, чем занимались на прогулке, что читали, какой фильм смотрели. В отдельных случаях уместно краткое, в одно-два предложения обоснование того, почему были проведены то или иное занятие, экскурсия. Объем описания каждого дня — одна страница, написанная разборчивым почерком, но лучше напечатанная на компьютере. Сокращения в тексте не допускаются
5. Консультации для родителей.
6. Страничка отзывов и предложений.
7. Состав группы.
8. Список дней рождений воспитанников по месяцам.
Интерактивный календарь
вовлекает родителей в совместную деятельность ДОУ;
позволяет родителям активно участвовать в жизни ребёнка;
помогает обогащению родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей;
способствует полноценной реализации образовательной программы;
обеспечивает педагогическое сопровождение семьи;
поддерживает «обратную связь» с семьёй;
делает родителей действительно участниками образовательного процесса;
выявляет интересы, запросы и мнения родителей.