Екатерина Симоненко
Презентация программы Н. В. Нищевой
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Хочу представить Вашему вниманию «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор программы, учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Наталия Валентиновна Нищева.
Публикация «Презентация программы Н, В, Нищевой» размещена в разделах
Программа является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, и представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, полностью соответствующую требованиям ФГОС ДО.
Программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании» в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет.
Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.
Одна из основных задач Программы овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить:
• развивающее обучение дошкольников,
• формирование базовых основ культуры личности детей,
• всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств,
• дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
В программе, выстроена система коррекционно-развивающей работы с детьми 3 – 7 лет с ОНР, представлены рекомендации по составлению учебного плана, организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды, указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей, описана система диагностики индивидуального развития детей.
Пояснительная записка раскрывает структуру Программы и основные направления коррекционно-развивающей работы
Система коррекционно-развивающей работы включает в себя:
- организацию образовательной деятельности;
- развивающую предметно-пространственную среду;
- интеграцию усилий учителя-логопеда и воспитателей;
- интегрированные занятия в системе работы;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- инклюзивное образование дошкольников с ТНР;
- работу с «двуязычными» детьми в логопедической группе;
- планируемые результаты освоения Программы.
В программе раскрыты Целевые ориентиры для детей:
-Младшей группы
-Средней группы
-Старшей группы
-Подготовительной к школе группы.
В программе описана игровая деятельность, как основная форма деятельности дошкольников.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
В логопедической группе для детей младшего возраста проводится всего 14 коррекционно-развивающих подгрупповых и групповых занятий в неделю продолжительностью 10 минут, что не превышает рекомендованную САНПИНом предельную недельную нагрузку. Лечебная физкультура выносится за сетку занятий как лечебная процедура. В сетку не включаются и индивидуальные занятия со специалистами.
В средней группе в неделю проводится 14 коррекционно развивающих подгрупповых и групповых занятий, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, и по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. В сетку занятий не включаются как лечебные процедуры занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия со специалистами. (15 слайд)В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. Занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.
В подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в неделю 16 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом. Занятия лечебной физкультурой (как лечебные процедуры, индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются. Программа получила положительные рецензии и отзывы, и в 2012 году была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Третья редакция программы соответствует ФГОС ДО.
В приложении к Программе представлен перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.