Лариса Запорожец
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания.
Усвоение детьми сенсорных эталонов – длительный процесс. Использование специально подобранных игровых упражнений с предметами в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре способствует ускорению этого процесса. Ведь именно здесь есть возможность дать ребенку действовать с большим количеством разнообразных предметов. Эти предметы можно подобрать разные, как по величине, так и по форме и цвету.
Публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Игровые упражнения с предметами, побуждающие ребенка выделять цвет, величину и форму предметов, а также устанавливать сходства и различия между предметами, способствуют формированию у ребенка раннего возраста сенсорных эталонов.
Ниже приведены несколько конспектов НОД по физической культуре. Задания, приведенные в этих конспектах, помогают детям обобщить полученные опыт в исследовании предметной среды.
Занятие №1. «Путешествие с Колобком».
Программное содержание: формирование представление о круглом предмете, учить сравнивать предметы по величине; упражнять в прокатывании мяча с горки и по скамейке двумя руками, развивать умение ориентироваться в пространстве, самостоятельность.
Оборудование: большие и маленькие мячи по количеству детей, гимнастическая скамейка, наклонная доска.
Непосредственно образовательная деятельность.
В зале детей встречает колобок.
Инструктор. Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети. Колобок.
Инструктор. Колобок принес нам мячи. Мячи похожи на колобока, они круглые. Возьмите их в руки.
Дети берут маленькие мячи и рассматривают. Инструктор предлагает детям погладить мячи – они гладкие, круглые.
Инструктор. Наши мячи умеют кататься. Скатим их с горки.
Дети скатывают свой мяч с горки. Затем собирают раскатившиеся мячи в корзину.
Инструктор. Молодцы, собрали все мячи. Ребята, эти мячи маленькие, а еще есть большие мячи. Вот большие мячи.
Инструктор выставляет корзину с большими мячами.
Инструктор. Большие мячи тоже катятся.
Дети, по показу инструктора, прокатывают мяч по гимнастической скамейке, не выпуская его из рук. К скамейке приставлена наклонная доска. Дети отпускают мяч, который скатывается по наклонной плоскости, догоняют его, берут в руки и возвращаются в начало скамейки. (Упражнение повторить 3-4 раза).
Бег по периметру зала за воспитателем – «Догоним колобка».
Инструктор. Пока мы бегали все мячи рассыпались и перепутались.
Игровое упражнение «Собери мячи».
На полу рассыпаны большие и маленькие мячи.
Дети приносят сначала маленькие мячи и кладут их в корзинку, затем берут большие мячи и выполняют с ними упражнения.
1. И. п. : сидя, ноги вместе, мяч в обеих руках, руки в низу. Поднять руки вверх, посмотреть на мяч, вернуться в и. п. (Повторить 4-6 раз).
2. И. п. : стоя, мяч в обеих руках, руки внизу. Присесть, слегка ударить мячом об пол, вернуться в и. п. Следить, чтобы дети приседали, а не наклонялись. (Повторить 4-6 раз).
3. И. п. : сидя, ноги вместе, мяч в обеих руках на коленях. Повернуться в одну сторону, коснуться мячом пола, выпрямиться. То же в другую сторону. (Повторить 3-4 раз в каждую сторону).
Подвижная игра «Пузырь».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу, затем говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Одновременно с этими словами дети отходят назад, расширяя круг и держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет : «Лопнул пузырь!». Дети опускают руки и приседают на корточки, говорят при этом: «Хлоп!». Можно после слов «лопнул пузырь» предложить детям, по-прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Дети вновь надувают пузырь, отходят назад, образуя большой круг.
Занятие №2. «Кубики».
Предварительная работа.
Детей знакомят с кубиком, рассматривают, что у него есть углы. Показывают, что кубик не катится с горки, как мяч.
Программное содержание: учить детей различать предметы по форме, упражнять в бросании предмета вдаль, беге за воспитателем, перелезание через скамейку, развивать умение ориентироваться в пространстве, самостоятельность.
Оборудование: мячи маленького и большого диаметра, кубики по два на каждого ребенка, гимнастическая скамейка.
Непосредственно образовательная деятельность.
Ходьба с высоким подниманием колен по периметру зала. Спокойный бег по периметру зала. Упражнение на восстановление дыхания.
Игровое упражнение «Собери мячи».
Перед детьми на полу рассыпаны мячи маленького и большого диаметра, среди мячей лежит кубик.
Инструктор по физической культуре просит детей собрать большие мячи в большую корзину, маленькие – в маленькую. На полу остается кубик.
Инструктор. Что у нас осталось на полу? (Если дети не могу назвать предмет, инструктор сам говорит: «Это кубик»).
Инструктор. Мы не можем положить кубик в корзинку к мячам, потому что он не круглый у него есть углы.
Инструктор предлагает всем детям взять по кубику из корзинки и найти у своего кубика углы.
Затем дети берут второй кубик и выполняют упражнения с кубиками.
1. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Соединить руки, не сгибая в локтях, ударить кубик о кубик, развести руки в стороны. (Повторить 6-7 раз).
2. И. п. : стоя, руки с кубиками опущены. Присесть, кубиками коснуться пола, выпрямиться, руки поднять вверх. Движения выполнять в бодром темпе, стараться делать полное приседание. (Повторить 4-6 раз).
3. И. п. : лежа на животе, руки согнуты, кубики подтянуты к плечам. Выпрямить руки вперед – «Показать кубики», вернуться в и. п. – «Спрятали». Стараться руки поднимать от пола. (Повторить 4-6 раз).
4. И. п. : сидя, ноги вместе, кубики в руках на коленях. Повернуться в одну сторону, постучать кубиками об пол, вернуться в и. п. То же в другую сторону. Стараться не отрывать ноги от пола. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону).
Дети с кубиками в руках встают за скамейку, бросают кубики вдаль, перелезают через скамейку, берут кубики и возвращаются в исходное положение. (Повторить 2 раза).
Затем дети убирают кубики в корзину.
Игровое упражнение «Разбери предметы».
На полу рассыпаны вперемешку кубики и мячи. Детям предлагают собрать кубики в квадратную корзинку, а мячи в круглую.
Занятие №3. «Квадраты и круги».
Предварительная работа. Показать детям сочетание круглый мяч – круг, кубик – квадрат.
Программное содержание: учить соотносить предмет с плоском изображением, прокатывать мяч в прямом направлении; упражнять в ползании на четвереньках, развивать умение ориентироваться в пространстве, самостоятельность.
Оборудование: изображение квадратов и кругов на стене, кубики, мячи среднего диаметра, горка, дуга, гимнастическая скамейка.
Непосредственно образовательная деятельность.
Ходьба по периметру зала с высоким подниманием колен и на носках. Бег за воспитателем, упражнение на восстановление дыхания.
Инструктор гремит кубиками в коробке, тем самым привлекая слуховое внимание детей, спрашивает: «Что это стучит в коробке?» Инструктор приседает и показывает содержимое коробки. Дети берут по одному кубику.
На стене прикреплены изображения квадратов и кругов.
Инструктор просит детей найти на стене квадраты и постучать по ним кубиком.
Затем дети берут второй кубик и выполняют упражнения с кубиками
Упражнения с кубиками.
1. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, кубики в каждой руке. Поднять руки через стороны вверх, ударить кубик о кубик и опустить руки через стороны вниз. (Повторить 4-6 раз).
2. И. п. : стоя, руки опущены. Присесть (полное приседание) легко постучать кубиками об пол – «Забиваем гвозди», вернуться в и. п. (Повторить 4-6 раз).
3. И. п. : лежа на животе, руки согнуты, кубики подтянуты к плечам. Выпрямить руки вперед – «Показать кубики», вернуться в и. п. – «Спрятали». Стараться руки поднимать от пола. (Повторить 4-6 раз).
4. И. п. : сидя, ноги вместе, кубики в руках на коленях. Повернуться в одну сторону, постучать кубиками об пол, вернуться в и. п. То же в другую сторону. Стараться не отрывать ноги от пола. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону).
Дети складывают кубики в коробку и берут мячи среднего диаметра.
Инструктор просит детей найти на стене круги и постучать по ним мячом.
Полоса препятствий с мячом. (Повторить 3-4 раза).
• Прокатить мяч в прямом направлении под дугу и проползти за ним на четвереньках под дугой;
• прокатить мяч по скамейке, не выпуская его из рук;
• скатить мяч с горки и проползти по горке за мячом.
Занятие №4 «Вот, что мы умеем».
Программное содержание: закреплять умение соотносить предмет с плоским изображением, классифицировать предметы по цвету, форме и размеру; упражнять в беге, ходьбе на носочках, в перешагивании; прокатывании мяча в прямом направлении; развивать умение ориентироваться в пространстве, самостоятельность.
Оборудование: изображение квадратов и кругов на стене, кубики, мячи маленького и большого диаметра, горка, дуга, гимнастическая скамейка, перекладины.
Непосредственно образовательная деятельность.
Ходьба по периметру зала на носочках и с высоким подниманием колен.
Игровое упражнение «Достань ленту».
Ленты висят на 5-10см выше уровня вытянутых вверх рук детей. Дети подходят к лентам и достают их, вставая на носочки или подпрыгивая.
Дети бегают по периметру зала, держа ленту над головой. После бега спокойная ходьба, дыхательное упражнение «подуй на ленту».
Инструктор предлагает детям посмотреть, что у него в коробке.
Дети: «Это кубики».
Инструктор: «Сколько их?»
Дети: «Много»,
Инструктор: «Какого цвета кубики?»
Дети: «Красные и зеленые».
Инструктор: «Возьмите зеленый кубик».
Дети берут по одному кубику.
Инструктор: «Покажете углы у кубиков. Сколько их».
Дети: «Много».
Инструктор: «Покажете ребра у кубиков. Сколько их».
Дети: «Много».
Игровое упражнение «Найди нужную фигуру».
На стене прикреплены изображения красных и зеленых квадратов.
Дети кубиками стучат по квадратам соответствующего кубику цвета.
Дети складывают кубики обратно в коробку.
Инструктор предлагает взять красный кубик и игровое упражнение повторяется.
ОРУ с кольцами.
1. И. п. : сидя, держать обруч в обеих руках перед собой. Поднять обруч вверх, не сгибая руки в локтях, положить обруч (через голову) на плечи, вернуться в и. п. (Повторить 4-6 раз).
2. И. п. : лежа на спине, обруч в обеих руках впереди. Поднять одну ногу, коснуться обруча, опустить, То же другой ногой. (Повторить 3-4 раза).
3. И. п. : сидя, ноги развести пошире, обруч в обеих руках. Наклониться вперед, коснуться обручем пола между ног, вернуться в и. п. (Повторить 4-6 раз).
4. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, обруч перед грудью в обеих руках. Выпрямить руки вперед, повернуться в одну и в другую сторону, вернуться в и. п. (Повторить 3-4 раз).
5. И. п. : стоя, руки внизу, обруч на полу. Запрыгнуть в обруч, присесть – «Зайка в домике», выпрямиться, выпрыгнуть из обруча. (Повторить 3-4 раза).
Игровое упражнение «Найди такого же цвета».
Перед детьми лежат произвольно перемешанные шарики красного и зеленого цветов и обручи соответственных цветов. Дети раскладывают шарики в обручи соответствующего цвета.
Когда дети собрали почти все шарики зеленого и красного цветов, инструктор незаметно кладет шарик желтого цвета. Перед детьми встает задача - куда его положить. Инструктор предлагает подобрать этому шарику домик из обручей, лежащих на полке.
Игровое упражнение «Найди такого же цвета» повторяется с добавлением желтого цвета.
Инструктор предлагает детям взять большие мячи.
Полосу препятствий дети проходят с мячом.
• прокатить мяч по гимнастической скамейке;
• скатить мяч по наклонной доске, приставленной к гимнастической скамейке;
• перешагнуть через перекладины с мячом в руках;
• прокатить мяч в ворота и пройти за ним.
Игровое упражнение «Собери мячи».
На полу рассыпаны большие и маленькие мячи.
Дети раскладывают маленькие и большие мячи в корзины, соответствующего размера.