Шалина Ирина
Презентация «Формирование сенсорных эталонов у детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2 Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей второй младшей группы»
Слайд 3
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Публикация «Презентация „Формирование сенсорных эталонов у детей второй младшей группы“» размещена в разделах
Сенсорные эталоны – это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.
Слайд 4
В области формы эталонами служат геометрические фигуры. Система форм, рассматриваемая фигурами, с которыми должны знакомиться дети, являются круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер.
Определение величины предметов происходит обычно на основании установления места, занимаемого ими в ряду однородных предметов. Так, большая собака – это собака, величина которой больше величины большинства других собак. Таким образом, в качестве эталонов величины между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предметов в ряду других (большой, маленький, самый большой).
Слайд 5
Цели и задачи представлены на слайде.
Свою работу разделила на 4 этапа:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – творческий;
4 этап – создание условий для работы с детьми.
Слайд 6
1 этап – информационно-аналитический
На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме.
Слайд 7
Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков «Цветные птички», «Цветовое домино», «Цветовая змейка», «Продолжи ряд»,«Рассели шарики по цвету» и др. На мой взгляд, появилась необходимость составить систему развивающих игр, отобрав наиболее эффективные. Мне удалось заинтересовать и привлечь детей.
Слайд 8
2 этап – проектировочный
На этом этапе решалась следующая задача: подбор заданий и проведение диагностики. По результатам был составлен перспективный план (гиперссылка).
По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
Слайд 9
При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.
Слайд 10
3 этап – творческий
На этом этапе решалась следующая задача: приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных эталонов
Слайд 11
Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли приобрести и изготовить новые игры.
Слайд 12
4 этап – создание условий для работы с детьми
На последнем этапе решалась следующая задача: научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Слайд 13
Следующим этапом моей работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в дошкольном возрасте создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителям этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания.
Слайд 14
Результаты наблюдений показали, что большинство детей владеют сенсорными эталонами. Эти представления дают детям полноту и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но еще трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое восприятие.
Из бесед с родителями я узнала, что они не обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому я подготовила ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей нетрадиционное родительское собрание «Путешествие в страну сенсорики» (гиперссылка).
«Результаты профессиональной деятельности»
1. Создан перспективный план работы с детьми во второй младшей группы по развитию сенсорных эталонов;
2. Собрана электронная картотека образцов дидактических игр;
3. Созданы консультации информационная папка для родителей «Сенсорные игры с детьми 3-4 лет».
Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного познавательного развития в старших группах детского сада.
Слайд 15.
Так как формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.
Слайд 16.