Марина Головина
Паспорт проекта «Мир геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «Мир геометрических фигур»
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории Головина Марина Васильевна
Участники: Воспитатель, дети, родители.
Срок реализации: апрель 2016г.
База реализации: МБДОУ «Детский сад № 16 «Искорка»
Актуальность проблемы:
Публикация «Паспорт проекта „Мир геометрических фигур“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В процессе изучения с детьми 2 младшей группы программы по формированию элементарных математических представлений мною было отмечено, что дети затрудняются в различении предметов по форме и нахождении геометрических форм в окружающей среде. Поэтому мною был разработан проект «Мир геометрических фигур» с целью формирование геометрических представлений, т. к. является важным разделом умственного воспитания, имеет широкое значение во всей познавательной деятельности ребенка.
Характеристика проекта
Вид проекта: Комплексный
Тип: Познавательно-игровой
Длительность: Краткосрочный
Проблема.
В силу возрастных особенностей у детей недостаточно сформированы математические представления, а именно знания геометрических фигур и умение находить их в окружающей обстановке.
Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста знания о геометрических фигурах.
Задачи.
Образовательные:
- совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме, подбирать по фигуре.
- формировать умение распознавать геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановке.
- закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Развивающие:
- логическое мышление и связную речь, внимание, память;
- ориентация в пространстве, навык счета, моторика;
- наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
- умение обобщать, классифицировать, выделять главное.
Воспитательные:
- воспитывать чувства сотрудничества, аккуратности, самостоятельности.
Предполагаемые результаты
У детей должно быть сформировано умение узнавать и называть геометрические фигуры в окружающей обстановке, на рисунке, правильно находить заданную фигуру в наборе геометрических фигур. Находить сходство и различие геометрических фигур.
Продукты проекта
Альбом геометрических фигур.
Выставки рисунков, аппликаций.
Механизмы деятельности проекта
1. Инновационность.
2. Педагогическая помощь и поддержка в организации совместной деятельности детей и родителей.
3. Совместная творческая деятельность с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Осуществляется через совершенствование совместной деятельности всех участников проекта; воспитателя, детей, родителей.
2. Использование разнообразных форм работы с информационным материалом.
3. Обновление развивающей среды.
План мероприятия
1. Взаимодействие с детьми.
Познавательное развитие
Знакомство с геометрическими фигурами, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Обследование фигуры осязательно-двигательным путем. Знакомство с фигурами разного размера. Классификация предметов по признаку формы, создание образов на основе характерных признаков. Нахождение нужных фигур методом зрительного соотнесения. Выработка у детей умения воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве, развитие способностей составлять изображение из отдельных геометрических фигур. Формирование умения находить геометрическую фигуру определенного цвета, размера.
Развитие речи
Формирование умения внимательно слушать, наблюдать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, обогащать словарный запас, учить различать и называть знакомые им геометрические формы в разнообразной обстановке, по слову воспитателя.
- Дидактическая игра «Чудесная корзинка»: знакомство детей с овощами их формой, цветом.
- Выкладывание елочки из треугольников, рассматривание елки и ее украшений (закрепить форму елки и ее украшений).
Вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем р. н. с. «Репка», «Колобок», «Теремок», активизировать глаголы.
Знакомство с потешкой, проведение игры на основе текста «Огуречик, огуречик».
Обогащать и активизировать речь детей Н. Пикулева «Надувала кошка шар».
Развитие интонационной речи, памяти русская народная закличка «Солнышко-ведрышко».
Совершенствование умения слушать поэтические произведения, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы. Стихи А. Барто «Грузовик», «Кораблик».
Совершенствование умения слушать рассказ без наглядного сопровождения. Рассказ Я. Тайца «Поезд».
Развитие словарного запаса, кругозора, умение называть цвет, величину предметов, способствование развитию речи, как средства общения. Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину».
Художественно-эстетическое развитие.
Формирование интереса эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении в знакомстве с геометрическими фигурами, через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).
Рисование.
Формирование интереса к рисованию, умение рисовать круглые, овальные формы. «Мой веселый, звонкий мяч», «Яблоко с листочком», «Овощи», «Цветные клубочки».
Развитие умения рисовать горизонтальные и вертикальные линии соединяя их. «Праздничная елочка», «Грузовик», «Скворечник».
Лепка.
Закрепление умения лепить предметы круглой формы, развитие у детей интереса к результату своей работы. «Яблоки», «Колобок», «Неваляшки», «Бусы».
Формирование умения лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. «Большие и маленькие морковки».
Умение катать прямыми и круговыми движениями рук, умение пальцами оттягивать, округлять концы, сглаживать поверхность. «Огурец и свекла».
Аппликация.
Формирование умения выбирать большие и маленькие предметы круглой формы, закрепление представления о различии предметов по величине, различие предметов по форме. «Большие и маленькие мячи», «Шарики катятся по дорожке», «Консервируем фрукты».
Умение сравнивать круг и квадрат. «Шарики и кубики».
Умение передавать образ игрушки похожей на треугольник, располагая детали в порядке уменьшающейся величины. «Пирамидка».
Формирование умения изображать предмет, состоящий из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность. Закрепление знания о форме и величине. «Грузовик», «Флажок», «Скворечник», «Домик».
Социально-коммуникативное развитие
Освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему отношений. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Сюжетно-ролевые игры
Способствовать сюжетно-игровым коллективным играм. Знакомство детей с атрибутами к играм (классификация посуды, ее форма, знание мебели и ее формы, шкаф - прямоугольный, стол - квадратный). «У куклы Веры новый шкаф», «Куклы обедают», «День рождение куклы Кати», «Сервирует стол».
Строительные игры
Закрепление умения объединять единым сюжетом игры со строительным материалом. Формирование навыков совместной игры и обогащение игрового сюжета. Развитие переносить знакомые действия со строительным материалом в игровые ситуации. «Построим забор», «Дом для матрешки», «Грузовик везет грузы», «Устроим кукле комнату», «Башня для принцессы».
Дидактические игры
Знакомство с геометрическими фигурами, закрепление знаний о форме. Формирование умения детей собирать картину из отдельных частей, закрепление знаний цветов. «Собери картинку», «Выкладываем елочку из треугольников», «Геометрические кубики», «Мозаика из геометрических фигур», «Одень на столбик геометрическую фигуру». «Увлекательная геометрия», «Математическое лото».
Театрализованные игры
Вовлечение детей в игру-импровизацию, развитие интонационно-речевого умения, побуждение к выразительному звукоподражанию, развитие умения исполнять роли в коллективной импровизации. Настольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок». Кукольный театр «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Труд
Развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Игровая ситуация; «Накроем на стол для кукол».
Выполнение поручений: принеси игрушку (треугольной формы, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной, посади куклу на стул, положи книгу на стол.
Уход за комнатными растениями (вытираем пыль с листочков, листья имеют форму круглую, овальную).
Наблюдение за трудом дворника, орудия труда (тачка, лопата, за трудом шофера (части машины: кабина - прямоугольная, колеса, руль - круглые).
Физическое развитие.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, координации). Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными движениями.
Формирование у детей потребности в двигательной активности:
1. «Репка» - катание мячика двумя руками.
2. «Мой веселый звонкий мяч» - бросание мяча через ленту.
3. «Солнышко» - размыкание и смыкание круга.
Подвижные игры
Развитие двигательной активности, формирование умения ориентироваться в пространстве. «Найди свой домик», «Беги к тому, что назову», «Солнышко и дождик».
Хороводные игры
Закрепление умения водить хоровод, умение действовать по сигналу. «Мыши водят хоровод», «Карусели», «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Ровным кругом», «Круг-кружочек».
2. Взаимодействие с родителями.
Изготовление геометрических фигур из различного материала.
Создание альбома.
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Подбор иллюстраций и стихотворного материала о геометрических фигурах.
4. Совместная деятельность с детьми и родителями.
Беседы, консультации по оформлению альбома.
Содержание проекта
1 этап – подготовительный
Цель: Создание условий обеспечивающих реализацию проекта.
Разработка НОД, связанная с основной темой проекта.
Знакомство родителей с проектной деятельностью, определение круга вопросов, где родители могут оказать помощь в ходе проекта.
Сотрудничество с музыкальным руководителем.
Сотрудничество с инструктором по физической культуре.
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры, строительные игры, хороводные игры.
Наглядные пособия с геометрическими фигурами.
2 этап – основной
Работа с тремя вопросами.
Подготовка и проведение НОД по теме.
Диагностика на начало проекта.
С музыкальным руководителем танцы в кругу, хороводы, знакомство с музыкальными инструментами их формой (балалайка, треугольник, коробочка, тарелочки, барабан).
С инструктором по физической культуре – катание мячика двумя руками «Репка». Бросание мяча через ленту – «Мой веселый звонкий мяч». Размыкание и смыкание круга – «Солнышко».
Дидактические игры: «Выкладываем елочку из треугольников», «Геометрические кубики», «Увлекательная геометрия», «Математическое лото».
Сюжетно-ролевые игры: «У куклы Веры новый шкаф», «Сервируем стол», «День рождение куклы Кати».
Строительные игры: «Дом для матрешки», «Устроим кукле комнату», «Грузовик везет грузы», «Построим забор».
Выставка рисунков, аппликаций.
3 этап – заключительный
Подведение итогов освоения детьми проекта.
Диагностика детей на окончание проекта.
Оформление альбома детских работ.
Оформление альбома «Парад геометрических фигур».
Используемая литература:
1. Н. М. Крылова «Детский сад – дом радости»,
2. В. П. Новикова «Математика в детском саду»,
3. Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников 3 – 4 лет»,
4. Л. С. Метлина «Математика в детском саду»,
5. Е. В. Сербина «Математика для малышей»,
6. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Геометрия для малышей»,
7. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова «244 упражнения для маленьких гениев».