Новикова Светлана
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
«Цветы вокруг нас».
Автор проекта : Новикова С. К.
Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели, родители
Актуальность проекта.
Публикация «Экологический проект „Цветы вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление дошкольников с природой одна из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства людей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать сопереживать, понимать, что наш Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта : творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель проекта :
Развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Задачи проекта :
1. Дать понятие что такое цветок.
2 Учить детей квалифицировать цветы по месту их произрастания (лиг, сад, поле, дом).
3. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
4. Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
5. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные технические средства и материалы.
6. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботится о них.
7. Воспитывать коммуникативные навыки самостоятельность, трудолюбие, любознательность ко всему живому.
Методы проекта :
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• самостоятельное наблюдение;
• коллективное наблюдение;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• технология моделирования;
• релаксация;
• слушание музыки.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности детей:
1. Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
2. Наблюдения
3. Экскурсии
4. Практическая работа по посадке и уходу за растениями.
5. Проектная деятельность дома совместно с родителями (сбор гербария, составление рассказа, наблюдение за луговымирастениями).
Ресурсное обеспечение проекта.
• Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
• Методический инструментарий.
• Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».
• Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта : 3 недели. С 17 июня по 7 июля 2019 года.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
Участники проекта Задачи этапа Средства решения, мероприятия
Дети Выявить и расширить уровень знаний детей о комнатных, садовых и луговых цветах.
Вызвать интерес к теме проекта. Воспитывать бережное и ответственное отношение к растениям. Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация – «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Что мы хотим узнать?
- Что такое цветок?
- Его части.
- Место их произрастания.
- Как называются.
- Чем отличаются.
- Какие условия необходимы для роста?
Что необходимо сделать?
- Обратиться за информацией к различным источникам (познавательной, художественной, методической литературе, статьи в журнале «Юный натуралист»);
- Разработать проект;
•. Разработка дидактических игр, пособий;
• Подборка иллюстративного материала;
• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме;
• Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям;
Подготовка рассадников
Родители Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. Подбор консультаций, наглядной информации, памяток для родителей.
Задания родителям по оформлению гербария и совместному наблюдению за луговыми цветами.
II этап – основной
Дети Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Расширение знаний дошкольников о зимующих птицах через все образовательные области: познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
социально-коммуникативное развитие,
физическое развитие.
,
. • Познавательное развитие
• Беседа «Техника безопасности при исследовательской деятельности».
• Беседа «Для чего нужны цветы».
• Наблюдение за ростом цветов на участке
• Загадывание загадок, ребусов.
• Заучивание и чтение стихотворений.
• Чтение художественной, познавательной литературы,
• Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»
• Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
• Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
• Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
• Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).
• НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями).
• Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений», (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за уголком природы). Приложение 1.
• НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения).
• Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике); Приложение 2.
• НОД «Бархатцы – садовый цветок»
Беседа «Что необходимо цветам для жизни» (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за садовыми цветами)
• Речевое развитие
ОД «Комнатные цветы» (составление рассказа с опорой на схему).
ОД «Садовые цветы» (составление рассказа с опорой на схему).
ОД «Луговые цветы» (составление рассказа с опорой на схему).
Д/И "Что где растёт?"
Д/И «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
Д/И «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).
Чтение художественной литературы:
Чтение сказок:
1. Е. Благинина «Одуванчик».
2. А. К. Толстой «Колокольчики».
3. В. Катаев «Цветик-семицветик».
4. Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».
5. Н. Сладков «Любитель цветов».
6. Ю. Мориц «Цветок».
Легенды о цветах : "Бархатцы" "Ирис", «Василёк", "Анютины глазки", "Астра".
Чтение стихов,загадок по теме проекта, рассматривание иллюстраций с изображением комнатных, луговых и садовых цветов.
• Социально-коммуникативное развитие
«Разрезные картинки»
Д/И «Угадай цветок по описанию»;
Д/И «Укрась цветами ковер».
Д/И «Посади луговой и садовые цветки»
Д/И «Назови лишний цветок»
Трудовое воспитание:
Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за комнатными цветами.
• Физическое развитие
Подвижные игры: «Собери букет», «Незабудка», «Кто быстрее выложит цветок», "Кузнечики, травы, бабочки, цветы», «Раз, два, три - к цветочку беги!».
Физ. Минутки на НОД: «Цветы»,
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»,
Дыхательная гимнастика. : «Подуй на одуванчик».
Разминка: «1-2-3- выросли цветы», «Одуванчик».
• Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Кактус», «Полянка луговых цветов»
Рисование:
Раскраски: комнатные цветы, луговые цветы и садовые цветы
Конструктивно-модельная деятельность:
«Цветы».
Музыка: аудиозапись слушание Ю. Антонов “ Не рвите цветы”
П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
З. Б. Качаева “Где же одуванчики?”
ФЭМП:
Д/И «Посади букашку на ромашку»,
Д/И «Сложи цветок из геометрических фигур»
Родители Заинтересовать родителей, показать актуальность направления. Привлечь родителей к совместной реализации проекта. Оказать помощь ребенку в создании творческого продукта. Консультации:
Сбор материала и информации для создания гербария.
Оформление гербария родитлями совместно с детьми.
Наблюдения за луговыми цветами, фотоотчет.
III этап - заключительный
Дети
Формировать и обогащать первоначальные представления у детей о комнатных, луговых и садовых цветах.
• Выставка детского творчества по теме проекта.
• Проведение итогового мероприятия – праздник цветов.
• Анализ выполнения проекта.
• Подведение итогов проекта.
Родители Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Познакомить с результатами проекта.
• Рекомендации родителям с перечнем художественной литературы, которую можно прочитать детям, с целью расширения знаний детей.
Ожидаемый результат:
1. Дети обобщили и обогатили опыт в сфере экологического воспитания путём применения научных методов и приёмов.
2. С детьми группы и родителями собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
3. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения.
4. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
5. Развивающая предметно пространственная среда пополнилась: дидактическими играми «Посчитай сколько цветочков», «Собери букет» (игра на классификацию цветов и согласование числительных и существительных, «Собери цветок»; картотеками: «Загадки для детей про Цветы», «Сказки про цветы»; игры по теме «Цветы», картинки «Полевые цветы»; демонстрационный материал «комнатные растения и уход за ними»; книга Гурина Ирина «Как появляется цветок»; журнал «Простые уроки рисования- Цветы»; мнемотаблицы для составления рассказов «Уход за комнатными растениями», «Расскажи-ка».
6. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
7. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Список использованной литературы:
• Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.
• Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
• Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
• А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
• “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
• А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
• С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
• Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
• Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.