Ольга Ингелевич
Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию
Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Ингелевич О. И.
Дошкольный возраст – это период
активного усвоения ребёнком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи:
фонетической,
лексической,
грамматической.
Полноценное владение родным языком в
дошкольном детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического и
Публикация «Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию» размещена в разделах
нравственного воспитания детей в сензитивный
период развития.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования «речевое развитие» включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной грамматически правильной
диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Для формирования и активизации речевого развития, наряду с традиционными методами и приёмами, мы в своей группе используем следующие инновационные методы, технологии, приёмы:
Артикуляионная гимнастика
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика
Кинезиология
ИКТ- технологии
Технология мнемотаблиц
Лэпбуки
Лего - технология
Артикуляционная гимнастика это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения, для постановки звуков. Артикуляционные упражнения помогают детям быстрее преодолеть речевые дефекты. Все упражнения проводим перед зеркалом в виде игры и чтобы ребёнок видел лицо педагога.
В нашей группе артикуляционную гимнастику проводит логопед, а мы, воспитатели, на вечернем занятии по заданию логопеда, закрепляем со всеми разные упражнения, или индивидуально, в зависимости от постановки того или иного звука. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Пальчиковая гимнастика
Играя в пальчиковые игры мы решаем проблему развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров в ЦНС. Вместе с тем, мы способствуем развитию памяти, умению интонационно и рифмованно воспроизводить сопроводительные тексты.
Для детей проговаривание стихов с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие
Для того, чтоб был наибольший эффект от таких упражнений необходимо работу по развитию движений рук проводить регулярно. Мы в группе проводим пальчиковые игры в разных режимных моментах – перед занятиями, вместо физминуток. У нас имеется картотека пальчиковых игр. Комплексы пальчиковых игр подбираем согласно лексическим темам.
Дыхательная гимнастика
Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента речи, коррекция речи должна строиться на работе над всеми компонентами речи. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Для наших детей это важно. Используя в своей работе упражнения на постановку правильного дыхания, позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной и заметно ускорить коррекцию звукопроизношения.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Упражнения на дыхание проводить лучше натощак.
В уголке грамотности у нас имеются игры на развитие правильного дыхания. Также имеется картотека игр на развитие правильного дыхания. Такие игры мы проводим во вторую половину дня.
Кинезиология
Это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга.
*«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
*«Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
*«Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".Кинезиологические упражнения мы проводим перед занятиями по 1- 2 упражнений, во вторую половину дня по заданию логопеда. Если комплекс, проводится 10-15 минут. В группе также имеется картотека.
Мнемотехника
«Искусство запоминания»-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Вариантов мнемотехники много – это и мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы
В нашей группе мы используем мнемотехнику на занятиях по речевому развитию : составление описательных рассказов., составление рассказов по серии картин.
[b]ИКТ [/b]
Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками способствует всестороннему развитию ребёнка, в том числе речевому развитию, формированию познавательного интереса к окружающему миру. Зачастую у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации.
Мы используем мультимедийные презентации на разные лексические темы.
Одним из главных достоинством использования мультимедийных презентаций является создания эмоционально положительного настроя у детей на занятия. Демонстрируемый материал в увеличенном виде привлекает внимание детей и заставляет сконцентрироваться на изучаемом материале. С помощью видеороликов мы привлекаем внимание детей к речи, это может быть не только комментирование педагога, но и речь автора и персонажей (например, использование отрывков аудиосказок или стихотворного текста(
Лэпбуки
Чтобы вовлечь детей в активную речевую деятельность необходимо «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. Кроме всех изученных методов в последнее время стало использоваться новое дидактическое средство для развития речи – лэпбук. Это игра, познание,исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизаия знаний и просто вид совместной деятельности воспитателя, родителя и ребёнка. та новая форма работы не только даёт возможность узнать интересы и потенциал детей и развить их, но и легко, играя, способствовать развитию связной речи.
Лего-технологии
В процессе занятий с детьми по лего-конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть. В нашей группе Лего-конструкторы имеются в достаточном количестве, от мелкого до крупного. Дети предпочитают играть в Лего, неосознавая, что этим они развивают свою речь.
Целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных форм работы с детьми по речевому развитию, приведёт к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.