Алла Галактионова
Презентация «Аппликация» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация в старшей группе детского сада
У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предмета. К этому возрасту дети имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими изобразительными умениями и техническими приемами вырезывания. Рука ребенка теперь более крепка и сильна, движения более уверены и четки. Все это позволяет определять сравнительно сложные задачи обучения.
Задачи обучения
Публикация «Презентация „Аппликация“ в старшей группе» размещена в разделах
В процессе занятий аппликацией дети усваивают различные знания о форме предмета. Они учатся: находить и выделять (накладывая один четырехугольник на другой, сравнивая и сопоставляя) знакомые формы в предметах, различать квадрат, прямоугольник по их основным признакам (четыре прямых угла, равные противоположные стороны). По-прежнему детей учат правильно называть такие фигуры, как круг, овал, треугольник.
В старшей группе не только уточняют знания о различных цветах, но и учат детей дифференцировать цвета, акцентируя внимание на тонах ярких, светлых, темных. Решение этой задачи позволит сделать аппликации более выразительными, обогатить их колорит, расширить цветовую культуру восприятия. Благодаря этому дети будут учиться более осознанно использовать цвет, подбирая, скажем, для веселого петрушки яркие цвета бумаги, для декоративных работ - контрастные.
В старшей группе в ходе занятий по аппликации дети легче сравнивают фигуры по величине; понятия высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, тонкий, длинный, короткий, вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом усваиваются быстрее. Но ребята испытывают трудности в определении правой и левой сторон, часто заменяя одно понятие другим. Отсюда понятно, почему задача прочно овладения различными пространственными представлениями и понятиями по-прежнему важна.
Продолжается дальнейшее обучение приемам вырезывания ножницами, так как от этого зависит качество аппликаций. Отрабатываются и закрепляются не только приемы, которыми дети овладели в средней группе. Формируются новые, более сложные и рациональные: вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных – из бумаги, сложенной вдвое.
В старшей группе на каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом – от этого зависит качество работ. В начале учебного года закрепляются умения вырезывать округлые формы, поскольку навык в средней группе освоен еще недостаточно. Затем на основе умения вырезывать разные предметы по частям дети овладевают рациональным приемом изготовления большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой. Наиболее сложно обучение приемам вырезывания симметричных форм, так как дети, вырезая лишь половину контура, с трудом представляют конечный результат.
Содержание детских работ и в этой возрастной группе – предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования. Передавая изображение того или иного предмета в аппликации, дети используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые. Поэтому, подбирая предметы для изображения, воспитатель обращает внимание на их эстетические свойства. Кроме того, учитывает изобразительные возможности детей, владение техникой работы ножницами, чтобы на основе прошлого опыта обучать детей новым знаниям и умениям, например технике создания аппликации способом обрывания бумаги.
В начале учебного года, когда у детей закрепляются умения вырезывать предметы округлой формы, используется разнообразная тематика: осенние листья, фрукты, овощи, грибы, цветы, цыплята, заяц, птичка и т. д. В течение года педагог периодически обращается к предметной аппликации, предлагая детям для изображения различные игрушки: самолет, ракету, машину, автобус, троллейбус, кораблик медведя, чебурашку, неваляшку.
На освоение вырезывания одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, подбираются самые различные предметные изображения: веточка с листьями, цветы, елочные бусы, елочные игрушки. Широко используется прием парного вырезывания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов. Поэтому в течение года дети узорами и полосу (шарфик, полотенце, дорожка, и квадрат (ковер, платок, салфетка, и треугольник (косынка, петрушкин колпак, и готовые силуэты (фартучек, зонтик, чайник, шапочка и др.).
Обучая детей вырезыванию симметричных фигур, педагог соответственно подбирает такие же изображения: вазу, грушу, бабочку, мотылька, петрушку, куколку, матрешку…
Помимо предметной и декоративной аппликацией в программе старшей группы входят сюжетная и пейзажная: девочка с флажком в руке; встреча зайчика с колобком; зима, избушка в снегу; дм, украшенный к празднику; птички на ветке; расцвели желтые одуванчики…
Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему. К новогоднему празднику, например, выполняют украшение для елки, зала, группы, к праздникам подготавливают поздравительные открытки. На этих занятиях педагог заостряет внимание детей: «Изобразите то, что особенно запомнилось, что произвело сильное впечатление».
На занятиях и в повседневной жизни дети выполняют коллективные работы разнообразного содержания: большой красивый ковер, украшенный цветами и сказочными птицами, витрина с вазами, любимые игрушки, машины едут по дороге, птицы прилетели, рыбки плавают …
Методы и приемы обучения
На занятиях дети учатся самостоятельно анализировать предметы без наводящих вопросов. Для облегчения задачи можно предложить детям план анализа предмета. В старшей группе больше внимания обращают на сравнение признаков, на качество предметов, учат детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжают совершенствовать формообразующие движения. Рассматривая с детьми произведения декоративно-прикладного искусства, педагог учит замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции.
Образцы используются в тех случаях, когда детям показывают конечный результат новой, сложной работы. Приемы вырезывания на каждом занятии не демонстрируются: педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием. Когда вводится новый прием вырезывания, показ осуществляет воспитатель.
Труднее всего дети усваивают вырезывание симметричных форм. В таком случае целесообразны тренировочные действия, а в некоторых случаях «прорисовка» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенной пополам. Так, постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети учатся сознательно использовать этот прием.
Приемы работ демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними лишь пальцами рук.
В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний, напоминаний (как вырезают предмет той или иной формы, как получить выразительную аппликацию, как найти удачную композицию) воспитатель направляет творческую активность детей.
Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.
Рассматривание работ
Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.