Андреева Екатерина
Пояснительная записка к парциальной программе по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
на районном семинаре для старших воспитателей на тему
«Апробация программно-методического обеспечения православного компонента ФГОС
ДО в ДОО ИГОСК»
Конспект составил старший воспитатель Андреева Е. В.
Публикация «Пояснительная записка к парциальной программе по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Программа «Православного компонента дошкольного образования» направлена на приобщение детей к духовно-нравственному воспитанию, ознакомлению их с красотой окружающего мира, историей православных праздников, историей родного края, историей храмов Изобильненского района, с жизнью святых людей.
Цель и задачи программы
Цель программы :
целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Задачи:
Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.
Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбия и лени, послушания, честности, милосердия, кротости, прощении, основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность);
Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности;
Учить строить отношения с окружающими на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроения;
Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.
Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
Побуждать детей к украшению своей души добрыми качествами;
Вырабатывать у детей нравственные основы радостного и жизнеутверждающего мировосприятия;
Воспитывать уважительное отношение к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии (формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Особенностью работы является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности старших дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
Наполняя жизнь ребенка традиционными духовными представлениями и образами, государственно-церковные праздники, с которыми будем знакомить детей, вовлекают их в православный уклад жизни, традиции, обряды предков, развивая православное мировосприятие и миропонимание. Отдельные занятия предусматривают, помимо знакомства со смыслом праздника, организацию художественно-продуктивной деятельности, отвечающей характеру развития мальчиков и девочек этого возраста. Дети готовят подарки, рисуют, выполняют аппликацию. В совместной деятельности дети успешнее осознают и осваивают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме.
Обязательным фрагментом почти каждого занятия являются рассказы, сказки, игры, стихотворения и обсуждения их с детьми. Диалог помогает самим воспитанникам сделать правильный выбор о добре и зле, о красоте растений и животных, о правде и лжи, о трудолюбии и лени, о милосердии и жестокости, тем самым прививая им лучшие духовно-нравственные качества. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяется и углубляется понятие о родных людях в семье (отец, мать, братья, сестры, бабушки, дедушки, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о доме, храме, улице, поселке.
Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).
Программа «Православного компонента дошкольного образования» направлена на изучение православных традиций, на формирование и развитие творческого мышления воспитанников, на приобретение социально - педагогических знаний и умений в области духовно-нравственного воспитания, необходимых для личностной самоидентификации, самоопределения и самореализации обучающегося с использованием возможностей дополнительного образования.
Актуальность программы определяется в воспитании духовно-нравственной личности. В сфере основных интересов детей 5-7 лет наблюдается желание стремиться к добру.
Особенность организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, заключается в том, что занятия проходят в деятельности. Обязательной частью является чтение и обсуждение литературных произведений, слушание и анализ музыкальных произведений, диалоги с детьми, предполагает различные виды художественной деятельности: рисование (раскрашивание, аппликации, ручной труд (изготовление подарков).
Для достижения задач программы используются различные методы и приемы:
Наглядный метод
- чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.
- Экскурсии по городу, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок педагогам, детьми;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведение дидактических игр;
- моделирование сказок.
Словесный метод используется при:
- чтении литературных произведений;
- чтении стихотворений детьми;
- беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,
дидактических, игр драматизации и др.
- чтении литературных произведений вне занятий;
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтений литературных произведений родителями.
Практический метод используется при:
- организации продуктивной деятельности дошкольников;
- проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- пошива кукол к сказкам;
организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями;
- изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.
Программа «Православный компонент дошкольного образования» реализуется в группах обучающихся дошкольного возраста 2 года и рассчитана на детей старшей и подготовительной групп детского сада.
Программа «Православный компонент дошкольного образования» рассчитана в старших и подготовительных группах детских садов на 48 учебных недель. План работы построен в соответствии с годовым православным календарём и православными праздниками.
Занятия проводятся в форме:
• учебных занятий;
• активных форм организации учебного процесса: обучающая экскурсия, ситуационная учебная игра, «День добрых дел», акции, совместные мероприятия и т. д.
Учебный план
старшая группа подготовительная группа
Количество занятий в год 24 24
Количество занятий в месяц 2 2
Количество занятий в неделю 0,5 0,5
Интернет-ресурсы для получения материала для реализации православного компонента.
1. Сайт «Православие. ру»
2. Википедия
3. Архиепископ Амвросий Ермаков
4. Митрополит Шевкунов Тихон
5. Завуч духовно-просветительского центра г. Изобильного Светлана Петровна