наталия абсалямова
«Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги.
Вашему вниманию представляется презентация опыта работы по теме «Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством». Об актуальности исследуемого вопроса свидетельствует тот факт, что современных исследований в данной области становится всё больше, однако они не в полной мере используются в практике детских садов. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Решение её должно начинаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – искусство.
Публикация «„Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.
Чумичева Р. М. считает, что искусство должно входить в жизнь детей с раннего возраста. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В программе «Гармония развития» (автор Воробьева Д. И.) мы читаем, что изобразительное искусство питает изобразительную деятельность ребенка.
Актуальность проблемы и определила выбор темы.
Целью моей работы стало изучение эффективных методов и приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством.
Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством
Предмет исследования: содержание, формы и методы ознакомления детей 6-7 лет с изобразительным искусством
Гипотеза: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством будет проходить наиболее успешно, если:
• в процессе обучения целенаправленно использовать произведения жанровой живописи;
• будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.
• Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвящённую вопросам ознакомления дошкольников с жанровой живописью.
2.. Выбрать наиболее эффективные методы и приёмы ознакомления детей дошкольного возраста подготовительной группы с жанровой живописью.
3. Теоретически и экспериментально обосновать психолого-педагогические методики по ознакомлению детей с жанровой живописью.
4. Разработать систему занятий и методические рекомендации, направленные на повышение эффективности работы педагогов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ литературы по теме;
эмпирические – беседы с детьми, наблюдение процесса обучения, математические - обработка данных, ранжирование; качественный и количественный анализ результатов деятельности.
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении особенностей ознакомления детей с жанровой живописью, определении и устранении недостатков, имеющихся в этой работе, основываясь на психолого-педагогическую и методическую литературу и эксперимент.
Практическая значимость: материалы формирующего эксперимента дипломной работы могут быть использованы педагогами, работающими по теме исследования.
При ознакомлении старших дошкольников с изобразительным искусством важно создание интереса к живописи, картине художника, формирование умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание, правильный отбор картин и использование методических приемов обучения: рассматривание произведений живописи, организация показа приемов изображения, словесная инструкция педагога, запоминание правил и регуляция с их помощью движений руки.
В качестве объекта для исследования знаний у детей были взяты две подготовительные к школе группы
Первая группа – экспериментальная.
Вторая группа – контрольная;
Целью работы было выявить :
• уровень знаний старших дошкольников о видах и жанрах живописи;
• уровень знаний авторов произведений
С этой целью мы разработали критерии сформированности знаний старших дошкольников о видах изобразительного искусства
Критерии сформированности знаний о видах изобразительного искусства
• знания о жанровой живописи
• знания о пейзаже
• знания о портрете
• знания о натюрморте.
• знания авторов произведений
На основании названных критериев мы разработали контрольные задания.
Знания о видах изобразительного искусства анализировались по уровням: высокий, средний, низкий.
По контрольной группе мы получили следующие результаты:
Высокий – 5 человек; средний – 9 человек; низкий – 6 человек.
Соответственно по экспериментальной группе, получили следующие результаты:
Высокий уровень – 4 человека; средний – 9 человек; низкий –7 человек
Ведущей целью формирующего эксперимента было создание благоприятных условий для ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства, всестороннее развитие интеллектуально – художественного и творческого развития личности ребенка. Заданностью определенных педагогических условий мы помогли ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить созданные человечеством материальные и духовные ценности, познать мир и себя в нем, развить способность строить свои взаимоотношения с миром (вещей, явлений, объектов).
Эти цели мы реализовали через разнообразные виды детской деятельности такие как занятия; совместную деятельность; самостоятельную деятельность; экскурсии; целевые прогулки; наблюдения.
По завершению формирующего эксперимента был проведен контрольный. В результате проведенной работы были получены определенные положительные результаты
по 1 – экспериментальной группе получили следующие результаты:
Высокий – 10 человек; средний – 8человек; низкий – 2 человек
Соответственно по контрольной группе получили следующие результаты:
Высокий – 5 человека; средний – 10 человек; низкий –5 человек
По итогам эксперимента 50% детей экспериментальной группы показали высокий уровень знаний об изобразительном искусстве, 40% детей этой группы средний уровень знаний и лишь 10% детей требуют дополнительной работы.
В результате проведенной работы были получены определенные положительные результаты: дети расширили свои знания в области изобразительного искусства; научились давать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам; возрос интерес к конкретным произведениям искусства и их авторам.
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в очеловечивании явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства способствует активному росту эстетического сознания. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении человека к художественным ценностям мировой культуры, сознание, что непременно скажется на расширении сферы проявления эстетических потребностей. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач.
Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе.
Понимание искусства, как целостного духовного компонента, даёт ребёнку представление о мире, о его закономерностях, о нем самом.
Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонично и дисгармонично, правду и правдоподобие.
.Таким образом, цель исследования реализована в ходе решения задач, гипотеза подтверждена.