МААМ-картинки

«Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством» (из опыта работы)

наталия абсалямова
«Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги.

Вашему вниманию представляется презентация опыта работы по теме «Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством». Об актуальности исследуемого вопроса свидетельствует тот факт, что современных исследований в данной области становится всё больше, однако они не в полной мере используются в практике детских садов. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Решение её должно начинаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – искусство.

Публикация «„Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.

Чумичева Р. М. считает, что искусство должно входить в жизнь детей с раннего возраста. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

В программе «Гармония развития» (автор Воробьева Д. И.) мы читаем, что изобразительное искусство питает изобразительную деятельность ребенка.

Актуальность проблемы и определила выбор темы.

Целью моей работы стало изучение эффективных методов и приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством.

Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством

Предмет исследования: содержание, формы и методы ознакомления детей 6-7 лет с изобразительным искусством

Гипотеза: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством будет проходить наиболее успешно, если:

• в процессе обучения целенаправленно использовать произведения жанровой живописи;

• будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

• Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования мы определили следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвящённую вопросам ознакомления дошкольников с жанровой живописью.

2.. Выбрать наиболее эффективные методы и приёмы ознакомления детей дошкольного возраста подготовительной группы с жанровой живописью.

3. Теоретически и экспериментально обосновать психолого-педагогические методики по ознакомлению детей с жанровой живописью.

4. Разработать систему занятий и методические рекомендации, направленные на повышение эффективности работы педагогов.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ литературы по теме;

эмпирические – беседы с детьми, наблюдение процесса обучения, математические - обработка данных, ранжирование; качественный и количественный анализ результатов деятельности.

Теоретическая значимость заключается в рассмотрении особенностей ознакомления детей с жанровой живописью, определении и устранении недостатков, имеющихся в этой работе, основываясь на психолого-педагогическую и методическую литературу и эксперимент.

Практическая значимость: материалы формирующего эксперимента дипломной работы могут быть использованы педагогами, работающими по теме исследования.

При ознакомлении старших дошкольников с изобразительным искусством важно создание интереса к живописи, картине художника, формирование умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание, правильный отбор картин и использование методических приемов обучения: рассматривание произведений живописи, организация показа приемов изображения, словесная инструкция педагога, запоминание правил и регуляция с их помощью движений руки.

В качестве объекта для исследования знаний у детей были взяты две подготовительные к школе группы

Первая группа – экспериментальная.

Вторая группа – контрольная;

Целью работы было выявить :

• уровень знаний старших дошкольников о видах и жанрах живописи;

• уровень знаний авторов произведений

С этой целью мы разработали критерии сформированности знаний старших дошкольников о видах изобразительного искусства

Критерии сформированности знаний о видах изобразительного искусства

• знания о жанровой живописи

• знания о пейзаже

• знания о портрете

• знания о натюрморте.

• знания авторов произведений

На основании названных критериев мы разработали контрольные задания.

Знания о видах изобразительного искусства анализировались по уровням: высокий, средний, низкий.

По контрольной группе мы получили следующие результаты:

Высокий – 5 человек; средний – 9 человек; низкий – 6 человек.

Соответственно по экспериментальной группе, получили следующие результаты:

Высокий уровень – 4 человека; средний – 9 человек; низкий –7 человек

Ведущей целью формирующего эксперимента было создание благоприятных условий для ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства, всестороннее развитие интеллектуально – художественного и творческого развития личности ребенка. Заданностью определенных педагогических условий мы помогли ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить созданные человечеством материальные и духовные ценности, познать мир и себя в нем, развить способность строить свои взаимоотношения с миром (вещей, явлений, объектов).

Эти цели мы реализовали через разнообразные виды детской деятельности такие как занятия; совместную деятельность; самостоятельную деятельность; экскурсии; целевые прогулки; наблюдения.

По завершению формирующего эксперимента был проведен контрольный. В результате проведенной работы были получены определенные положительные результаты

по 1 – экспериментальной группе получили следующие результаты:

Высокий – 10 человек; средний – 8человек; низкий – 2 человек

Соответственно по контрольной группе получили следующие результаты:

Высокий – 5 человека; средний – 10 человек; низкий –5 человек

По итогам эксперимента 50% детей экспериментальной группы показали высокий уровень знаний об изобразительном искусстве, 40% детей этой группы средний уровень знаний и лишь 10% детей требуют дополнительной работы.

В результате проведенной работы были получены определенные положительные результаты: дети расширили свои знания в области изобразительного искусства; научились давать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам; возрос интерес к конкретным произведениям искусства и их авторам.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в очеловечивании явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства способствует активному росту эстетического сознания. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении человека к художественным ценностям мировой культуры, сознание, что непременно скажется на расширении сферы проявления эстетических потребностей. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач.

Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе.

Понимание искусства, как целостного духовного компонента, даёт ребёнку представление о мире, о его закономерностях, о нем самом.

Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонично и дисгармонично, правду и правдоподобие.

.Таким образом, цель исследования реализована в ходе решения задач, гипотеза подтверждена.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интерактивная викторина «Знатоки искусства» Знакомство детей с изобразительным искусством, его видами и жанрами, является неотъемлемой частью работы по художественно-эстетическому.

Презентация на тему «Приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в ДОУ и семье» Уважаемые коллеги! Проблема спортивного воспитания детей дошкольного возраста многие десятилетия оставалась без должного внимания, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством» (из опыта работы)
Опубликовано: 8 июня 2014 в 21:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем наталия абсалямова (УИ 56189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД