Олеся Фискова
Исследовательский проект «Озорная бабушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Озорная бабушка»
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» Алексей Николаевич Толстой
Практически в каждой русской народной сказке присутствует Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, еще с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, Баба Яга – положительный или отрицательный персонаж? Однажды, проводя анализ сказки, я столкнулась с тем, что восприятие образа Бабы Яги у детей не однозначно: одни считают, что Баба Яга – это олицетворение зла, другие – добра.
Публикация «Исследовательский проект „Озорная бабушка“» размещена в разделах
Тогда я решила провести исследование, целью которого являлась: познакомить детей с личностью Бабы Яги, раскрыть интересные факты об этой героини. Претворение проекта в жизнь : Сначала был проведен опрос среди воспитанников: Баба Яга – положительный или отрицательный персонаж? И я получила следующие ответы: 80% - отрицательный, 20% - положительный.
Далее был составлен перспективный план исследовательского проекта под названием «Озорная бабушка», в котором было не просто организованы детские виды деятельности, а найдены адекватные возрасту формы активности. В рамках проекта проводились разные мероприятия: непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, свободная и игровая деятельность детей, итоговое мероприятие, а так же работа с родителями.
Непрерывная образовательная деятельность
Тема исследования была отражена во всех видах непрерывной образовательной деятельности. Разработали конспекты НОД и адаптировали их к работе.
- Чтение художественной литературы. Литературная сказка Е. Р. Железнова «Сказка про Бабу Ягу и красну девицу Ладушку»
- Развитие связной речи в старшей группе на тему «».
- Конструирование из бумаги «Избушка на курьих ножках».
Рисование в старшей группе «Валенки для Бабушки Яги», «Баба Яга – тоже бабушка
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром «Какой нам представляется Баба Яга?».
- Формирование элементарных математических представлений. «Озорная бабушка»
- Лепка «Полеты Бабы Яги».
Совместная деятельность педагога с детьми
Совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах
1)Проведение опроса «Баба Яга – добрая или злая?».
2) Просмотр репродукции : В. М. Васнецова “Баба-яга” ; И. Билибин «Баба-Яга».
3) Просмотр мультфильмов: “Избушка на курьих ножках”; «Царевна-лягушка»; «Василиса Прекрасная» ; «Баба-Яга против!»
4) Прослушивание музыкальных произведений: “Избушка на курьих ножках” М. Мусоргского ; “Баба-Яга” П. И. Чайковского ; “Баба-Яга” А. К. Лядова; «Часы с кукушкой» В. Гартман
5)Беседа «Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу?»
6)Чтение сказок, фрагментов из сказок с описанием Бабы Яги и их пересказ.
7)Рассказывание сказок собственного сочинения о данном персонаже.
8) Выполнение самостоятельных и совместно с родителями и педагогами творческих работ, докладов.
9)Загадки, стихи и песни о Бабе Яге.
10)Развлечение «День рождения Бабы Яги»
11)Организация выставки поделок и собранных материалов по теме исследования.
12)Составление презентации «История жизни чудо – бабушки»
13)Инсценировка сказки «Бабушка Яга умеет дружить»
Игровая деятельность
Дидактические игры и упражнения:
Дидактические игры:
«Пары»,
«Будь внимательным!», «Кузовок»,
«Угадай и покажи»,
«Цепочки слов»,
Настольно-печатная игра – бродилка «Баба Яга»
Упражнения:
Вокальное упражнение «Баба Яга»; Игровое упражнение «Чем занимается Баба Яга в свободное время от проказ»;
Логоритмическое упражнение «Баба Яга»
Подвижные игры и эстафеты:
Подвижные игры:
«Бабка Ёжка»;
«Баба Яга и гномы»;
«Помело»
Эстафеты:
«Вперед, Баба-Яга»;
«Катание на метле»
Содержание работы с родителями
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
Придумывание сказок с детьми
Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала (образ Бабы Яги в худ. фильмах-сказках, мультипликационных фильмах, в русских народных сказках).
- Проведение работы по подбору загадок, стихов и песен о Бабе Яге.
- Участие в развлечении «День рождения Бабы Яги»
Свободная творческая деятельность детей
Творческое задание. Раскраска с изображением Бабы Яги.
Геометрическое рисование (счетные палочки, блоки Дениша, геометрические фигуры) «Избушка на курьих ножках»
Учимся рисовать: поэтапное рисование; рисование по клеточкам.
Подведение итогов
В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных сказок, узнали значение многих непонятных слов, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.
Оказалось, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а страж между добром и злом. И не может быть и на стороне добра, и на стороне зла.