Алеся Веселова
Обзор программ речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 «ЛЕСНАЯ ПОЛЯКА»
«Обзор программ речевого развития детей дошкольного возраста»
докладчик Веселова А. Н.
Балашиха 2020
В условиях реализации ФГОС ДОО для дошкольных учреждений разработан целый ряд программ нового поколения.
Каждая программа несет в себе :
Публикация «Обзор программ речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Системность развития ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты программы.
2. Комплексность (взаимодополняемость)– комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и функциональным способностям.
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка : физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие
Парциальные (специализированные, локальные) – включают одно или несколько направлений развития ребенка.
Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 53» основана на комплексной программа «От рождения до школы», Адаптированная программа для детей с нарушением речи основана на парциальной программе Н. В. Нищева
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
Весь перечень комплексных и парциальных программ можно найти на сайте Федерального института развития образования (ФИРО) Навигатор образовательных программ дошкольного образования
https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do#kompleksniye_programmi
В навигаторе вашему вниманию представлены следующие комплексные программы :
«Истоки», «Золотой ключик», «Тропинки», «Теремок», Программа для детей с нарушением речи, «Мир открытий», «Детство», «Мир детства: конструирование возможностей…», «Развитие», «От рождения до школы», «Детский сад 2100», «Вдохновение», ОткрытиЯ», «Мозаика», «Первые шаги», «Ступеньки в школу» и др.
Рассмотрим некоторые из программ, акцентируя ваше внимание только на речевом развитии.
«ПРОдетей» Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова
Программа опирается на культурно-исторический подход к образованию. Программа отдает предпочтение не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и действий партнеров.
Развитие речи (язык) рассматривается как орудие разума. В культурно-исторической традиции языку отводится ведущая роль в психическом развитии, и это является одним из базисных постулатов.
С позиций культурно-исторического подхода речь выполняет две функции. Внешне-социальная речь направлена на других и выполняет социальнокоммуникативную функцию. Она может носить формальный характер, как, например, на лекции или публичном выступлении, или неформальный, как при разговоре за обеденным столом. В отличие от нее эгоцентрическая речь (внешняя «речь для себя», хотя и звучит вслух, не предназначена для других, т. е. не является социальной. Такая речь выполняет функцию саморегуляции.
«Детский сад - Дом радости» Н. М. Крылова.
В соответствии с ФГОС ДО Программа «Детский сад — Дом радости» представлена тремя проектами, системно связанными между собой и взаимосодействующими развитию друг друга : Программа «Детский сад — Дом радости» + Технология «Дом радости» + Инноватика «Лесенка успеха».Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает содействие: овладению ребенком речью (повествованием, описанием, доказательством и объяснением) как деятельностью, необходимой для общения, средством развития и саморазвития его как неповторимой индивидуальности; развитию любви к родному языку и интереса к нему как к предмету познания богатства всех его компонентов (словарю, грамматике и т. д.).
«Радуга» С. Г. Якобсон, Т. Н. Доронова
Содержание соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам деятельности. Развитие речи – синий цвет. Обучение родному языку происходит через ознакомление с произведениями народного творчества и художественной литературы.
«Вдохновение» В. К. Загвоздкина Программа определяет содержание образовательной области речевого развития : с одной стороны, как общее овладение ребенком речью: обогащение словаря, развитие связной, интонационно и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи; с другой стороны, как более специальную задачу по развитию предпосылок формирования грамотности: развитие фонематического слуха, знакомство ребенка с книжной культурой, детской литературой, понимание им на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование речевой активности.
«Мир открытий» Л. Г. Петерсон
Раздел речевого развития разработано на основе парциальных авторских программ Ушаковой О. С. Программа «Развитие речи» и Бережновой О. В. Программа «Мир звуков и букв» (подготовка к обучению грамоте) Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей;
направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.
Парциальные программы
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н. В. Нищева Особенностью программы является то, что написана она учителем-логопедом и поэтому учитывает закономерности развития речи ребенка в онтогенезе, что позволяет избежать нарушений письменной речи в дальнейшем при школьном обучении. Автор рекомендует знакомить детей с буквами Ш, Ж, Р, Л только тогда, когда дети научатся правильно произносить соответствующие им звуки.
В программе предложена диагностика готовности дошкольника к обучению грамоте, К программе разработан полный методический комплект включающий в себя рабочие тетради, букварь, прописи, слоговые таблицы.
От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Е. В. Колесникова.
Программа является результатом многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста. Определены: содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения данной Программы (образовательная область «Речевое развитие»). Программа имеет организационно-методическое сопровождение (ОМС, в которое включены дидактические пособия как для взрослых, так и для детей. Наличие ОМС является одним из условий эффективной реализации Программы, соответствующей ФГОС ДО.
Целевой группой программы являются дети раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет, имеющие расстройства речевого и интеллектуального развития. В программе «Расти, малыш!» представлены задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности всех педагогов группы компенсирующей направленности во всех пяти образовательных областях, дано описание предметно-пространственной развивающей среды, приведены примерный список детской художественной литературы, перечень рекомендуемых игр и упражнений.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная работа воспитателя с детьми с помощью различных программ, развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи детей дошкольного возраста
Спасибо за внимание