Марина Сикорская
Выразительность речи
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительность речи
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который умеет использовать знания в жизни, способен общаться и обладает внутренней культурой. Цель выражается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.
Публикация «Выразительность речи» размещена в разделах
Научиться хорошо, правильно и выразительно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие выразительности речи.
Для решения данных задач необходимо использовать разнообразные приёмы и упражнения.
В работе над выразительностью речи большое внимание уделяется средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, разные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.
При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения, читающего в текст.
Поэтому нужно учить детей нужной интонации.
Т. А. Ладыженская для обработки интонационной выразительности предлагает интонационные разминки, где используются следующие специальные упражнения.
1. Вычленение компонентов интонации (указать паузу, логическое ударение.)
2. Различие высоты речевого звука.
3. Различие силы звучания в голосе (тихо, громко, средне, какое слово сильнее.)
4. Различие тембра речи (грусть, печаль, настроение).
5. Произнесение предложения или текста в заданном темпе, с определенной силой звучания голоса, с заданной окраской и т. п.
6. Самостоятельное нахождение нужной интонации в соответствии с содержанием предложения или текста.
Выбор данных упражнений и их выполнение зависит от момента работы по программе, от материала, цели урока русского языка, предыдущей подготовки детей и других условий.
Горбушина Л. А. считает, что интонация – это сложный комплекс совместно действующих элементов звучащей речи (динамика, ударение, мелодика, темп и ритм, пауза, тембр и т. д.). Поэтому работу по формированию интонационной выразительности необходимо начинать с ее элементов.
Ударение и пауза – компоненты интонации. К. С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении: «В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста».
Оморокова М. И. формировала умения пользоваться паузой и ударением, которые рассматривались как сложные, включающие два связанных между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.
Наблюдения за смысловой паузой велись как на материале прозаических, так и стихотворных текстов.
Первый этап – наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и в начале предложения.
Второй этап – наблюдения и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями. Далее рассматривается роль поэтической паузы. Сопоставляются варианты пауз, определяется их смысловая роль.
Затем ведется наблюдение и за простейшими случаями психологической паузы (смена мыслей настроений).
В процессе работы выявлено, что наиболее трудные случаи – это постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний.
Не всегда знание и понимание места паузы соответствовало правильному чтению, поэтому появилась необходимость введения работы по выделению важных слов и словосочетаний (логических ударений).
Обучение умению выделять важные слова велось в определенной последовательности: самостоятельное выделение логических ударений, анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от умения смысла читаемого текста и объяснение своего выбора.
А. И. Шпунтов в дополнение работы над логическими ударениями и паузами, предлагает продолжить работу над таким средством выразительности, как основной тон высказывания.
• 1 этап – работа по формированию знаний о многообразии видов тона в зависимости от выраженных в высказывании чувств и мыслей. С этой целью учитель предлагает прочитать отрывки из любимой сказки.
• 2 этап – работа по актуализации названия сказки и ее автора, акцентирование внимания на выделенные слова, на средство интонационной выразительности – тон. Детям предлагается прочитать реплики диалога подходящим тоном.
После чтения подводится итог:
«В зависимости от содержания высказывания, чувств и настроения говорящего речь может быть произнесена самыми разнообразными видами тона: презрительно, строго, с укоризной, с мольбой, с досадой, с возмущением, с огорчением, радостно, весело, печально, грустно, с насмешкой, с юмором и т. д.».
Учащиеся вспоминают также и пословицу: «То же слово, да не так бы молвить!», вспоминают о том, какое важное значение имеет это качество речи в общении между людьми: иногда человек говорит как будто совсем безобидные слова, но почему-то другой человек обижается, даже может возникнуть ссора. И это все потому что слова могут произноситься не тем тоном.
После выяснения значения основного тона высказывания, предлагаются задания, формирующие умение выбирать подходящий тон для произнесения готового
высказывания в зависимости от его содержания, основной мысли и чувств героев, изображенных в нем, совершенствует умение выразительного чтения и пересказа.
При анализе текста обращается внимание на употребление в нем слов, близких по значению. Затем по аналогии дети продолжают этот ряд «красивых слов».
Для домашнего задания учитель предлагает детям сочинить свой рассказ или сказку – веселую, со счастливым концом.
Предложенные выше задания совершенствуют знания детей о таких важных интонационных средств выразительности как основной тон высказывания, пауза, логическое ударение способствуют формированию умения самостоятельно подбирать подходящее к данному высказыванию тона, паузы, ударений, умение выразительно прочитать стихотворение, пересказать текст, рассказать сказку, невыдуманные и выдуманные истории.
Б. Н. Головин считает, что большой возможностью усиливать выразительность речи обладает лексика. Слова могут называть не только предметы, признаки предметов, действия предметов, но и дать образное представление о нем.
Понятие образности слова соединено с прямым и переносным значением.
С понятием непрямого значения связаны такие художественные средства, как метафора, сравнение, олицетворение и т. д.
О. Н. Шумкина предлагает систему работы над метафоричностью.
Цель обучения:
· реализация функционально-системного подхода;
· комплексное рассмотрение слова в единстве его значений (прямого и переносного);
· функционирование и сочетание свойств.
Работу над метафоричностью речи О. Н. Шумкина предлагает провести в 3 этапа.
Задачи первого этапа:
§ обеспечить подготовку к пониманию метафор;
§ организовать наблюдение над словами в переносном значении;
§ привлечь внимание детей к языку художественных произведений;
§ дать понятие о сравнении и об образном выражении;
§ сформировать осознание явления многозначности слов.
От того, насколько прочно будет сформировано умение школьников определять основу переноса, зависит дальнейшее понимание и употребление метафор.
На этом этапе используются упражнения, иллюстрирующие учащимся образцы употребления многозначных слов, сравнений. В процессе анализа языкового материала, вставляя новое слово в словосочетание, повторяя в слух или записывая примеры словосочетаний и предложений с многозначными словами или сравнениями, дети усваивают значение слова в данном контексте, сочетательные возможности данной лексической единицы, одновременно постигая грамматику слова.
Задачи второго этапа:
· направить на осознание и понимание учащимися метафор как лексического изобразительного средства языка;
· ознакомить со способами образования метафор, олицетворений;
· научить составлять по аналогии свои примеры.
Образцы метафоричной речи на подобранном дидактическом материале позволяют демонстрировать следующие методы и приемы: беседа, показ речевого образца, наблюдении над текстом (анализ метафор, составление словосочетаний и предложений
по образцу, преобразование деформированных предложений, запись и заучивание метафор наизусть, изложение. С помощью этих методов и приемов в сознании детей формируется модель речевого действия, основным содержательным моментом которого становится выбор наиболее ярких и точных слов и конструкций.
Эффективны задания:
§ вставьте слова по смыслу в предложение (в текст);
§ составьте словосочетания и предложения по образцу;
§ сравните употребление глаголов в данных предложениях, например: дрова горят хорошо, от мороза горят щеки, раненный глухо застонал – стонал корабль, стонал и трещал.
Упражнения, выполняемые учащимися на втором этапе, направлены на практическое применение полученных детьми знаний и умений, формирование речевых умений
Задачи третьего этапа (творческого) :
§ осознать способы образования метафор;
§ умение самостоятельно создавать метафоры;
§ употреблять метафоры в устной и письменной речи;
§ оценивать образность метафорической речи.
На этом этапе осуществляется выход на уровень предложений и текста, когда ученик свободен в выборе языковых средств. Он может выбрать наиболее яркие и точные слова для выражения мысли в речи, употребить сравнение, метафоры олицетворения в устных ответах, изложениях и сочинениях.
Предлагаются задания:
§ составить (сначала устно, затем письменно) собственные предложения с обязательным использованием метафор;
§ подобрать сравнения, метафоры по теме и сочинения с заданием включить в текст – описание метафоры. Возможны сочинения, построенные на приеме олицетворения («Что рассказала мне парта», «Рассказ березки», сочинения по наблюдениям («Летом в лесу», «Зимний вечер в городе», сочинения по картинам и на свободные темы.
Творческие упражнения, в том числе сочинения свободных загадок с последующим их анализом, составление творческих диктантов, способствуют углублению понимания роли метафор в речи, введению образных выражений в активный словарь школьников и являются показателем уровня владения родным языком.
Организованная таким образом работа положительно сказывается на развитии творческого воображения, логики, мышления и выразительной речи детей.