Татьяна Химич
Наставник дошкольной педагогики — Леушина А. М.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Мурминский детский сад «Теремок» муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области
Презентация на тему:
«Наставник дошкольной педагогики –
Леушина А. М.»
(выступление на педсовете)
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Химич. Т. В.
Апрель 2023г.
Публикация «Наставник дошкольной педагогики — Леушина А, М,» размещена в разделах
1. Родилась Анна Михайловна в деревне Любогощи, которая сейчас относится к Тверской области, в конце июня 1898 года. Когда в Петрограде открылся первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников, Леушина стала его студенткой. После окончания учебы в 1924 году она посвятила себя научной деятельности и преподавала в педагогических институтах Ленинграда. С 1936 года Леушина уже заведовала кафедрой дошкольной педагогики в ЛГПИ им. Герцена.
А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений
2. Особенности обучения математике дошкольников
Леушина приветствовала программу развития у детей математических способностей начиная с самого раннего возраста. Основой для математической подготовки детей к школе она называла сенсорное воспитание.
Дети в процессе самостоятельных размышлений не только познают цвет, форму и величину, но и понимают закономерности, принимают решения и развивают логическое мышление. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.
Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).
В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний и усвоения способов практических действий.
3. Роль анализаторов при обучении счету
А. Леушина раскрыла значение анализаторов в обучении дошкольников счету :
• кинестетический - ребенок во время счета берет предметы руками, ощупывает их;
• речевой - называет вслух числа;
• зрительный - малыш видит предметы, которые считает, следит глазами за ними и рукой;
• слуховой - он слышит свой голос и называемые числа.
4. В одном из своих пособий для воспитателей детского сада Анна Михайловна предлагает использовать для сравнения предметов по величине приемы накладывания и прикладывания.
Под руководством ребенок не только сравнивает величину предметов, но и правильно словесно отражает результат.
Книга увидела свет еще в далеком 1974 году, однако научная работа проводилась с 40-х годов прошлого века. Вся деятельность профессора и доктора педагогических наук была посвящена развитию у детей умения считать и подготовке к изучению математики в начальной школе.
Книгами Леушиной пользуются многие воспитатели до сих пор, а ее методика формирования математических представлений взята за основу в нынешней "Программе воспитания и обучения в детском саду".
5. Таким образом, А. М. Леушина внесла огромный вклад в развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
• Теоретически обосновала дочисловой период обучения детей и период развития числовых обучений;
• Разработала методику развития количественных и числовых представлений;
• Обучение на занятиях рассматривала как основной путь освоения математического содержания;
• Ввела деление материалов на демонстрационные и раздаточные;
• Способствовала целенаправленному обучению детей на занятиях по математике, развитию их умений и навыков.
6. Кроме того, совмещая преподавательскую деятельность с 1924г., она написала многочисленные труды в области дошкольной педагогики.
• Сформулировала требования к проведению занятий
• разработала пути использования дидактических принципов, методов и средств обучения, благодаря чему не только усваиваются знания, но и формируются умения и навыки,развиваются познавательные способности.
• также ею были пересмотрены работы и методики по развитию речи, установлена новая система речевых задач
Ее дидактическая система прошла испытания временем и успешно функционирует уже несколько десятков лет.
В Ленинградском институте им. Герцена – она возглавляла кафедру дошкольной педагогики, которой руководила более сорока лет.
Умерла Анна Михайловна - 15.05.1982 года. Похоронена на Больше-Охтинском кладбище Санкт-Петербурга.