Татьяна Танченко
Центр экспериментирования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:Танченко Т. В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово, 2020г.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Публикация «Центр экспериментирования в детском саду» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Задачи центра экспериментирования :
• развитие первичных естественнонаучных представлений;
• наблюдательности;
• любознательности;
• активности;
• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• формирование умений комплексно обследовать предмет.
Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе :
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, "бросового");
4) место для проведения опытов;
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:
• Компонент дидактический
• Компонент оборудования
• Компонент стимулирующий
Дидактический компонент
• Познавательные книги
• Атласы
• Тематические альбомы
• Серии картин с изображением природных сообществ
• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
1. Алгоритмы выполнения опытов.
2. Карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
3. Правила поведения в центре экспериментирования.
Компонент оборудования приборы-помощники:
• микроскоп, лупы, увеличительные стекла;
• весы, безмен;
• песочные, механические часы;
• компас;
• магниты;
• портновский метр, линейки, треугольник т. д.
Компонент стимулирующий
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
• сита, воронки разного размера и материала;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.
В центре экспериментальной деятельности
в младшей группе должны быть:
• книги познавательного характера для младшего возраста;
• тематические альбомы;
• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" : (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";
• мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);
• песок, глина;
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
• материалы для игр с мыльной пеной;
• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• семена бобов, фасоли, гороха;
• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
Простейшие приборы и приспособления:
• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
• "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
• семена бобов, фасоли, гороха;
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
• персонажи, наделенные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;
• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
В центре экспериментальной деятельности
в средней группе могут быть:
• тематические альбомы;
• книги познавательного характера для среднего возраста;
• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" : (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";
• мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);
• песок, глина;
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
• материалы для игр с мыльной пеной;
• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов;
• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
Простейшие приборы и приспособления:
• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
• "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста;
• персонажи, наделенные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;
• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
В центре экспериментальной деятельности
в старшей группе могут быть:
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
• тематические альбомы;
• коллекции;
• мини-музей (тематика различна, например " Часы бывают разные:", "Изделия из камня";
• материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. 4
• сито, воронки;
• половинки мыльниц, формы для льда;
• проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
• набор для опытов с магнитом.
Ведение фиксации детского экспериментирования
• Дневник
• Картотека опытов
• Схема
• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
• Мини-стенд - «О чем хочу узнать завтра»
• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
• Персонажи, наделенные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В центре экспериментальной деятельности
в подготовительной группе могут быть:
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
• тематические альбомы;
• коллекции;
• мини-музей (тематика различна, например " Часы бывают разные:", "Изделия из камня";
• материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, шпатели, вата, марля;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;
• сито, воронки;
• половинки мыльниц, формы для льда;
• проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
• набор для опытов с магнитом;
• оборудование и материал для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов;
• сыпучие продукты: горох, манка, фасоль, соль, сахарный песок.
Ведение фиксации детского экспериментирования
• Дневник
• Картотека опытов
• Схема
• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
• Мини-стенд - «О чем хочу узнать завтра»
• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
• Персонажи, наделенные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.