марина клюева
Педагогический опыт «зкологическое воспитание дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников»
По теме «Экологическое воспитание дошкольников»
Актуальность.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.
Публикация «Педагогический опыт „зкологическое воспитание дошкольников“,» размещена в разделах
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Но если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Концептуальность
Новизной и отличительной особенностью проекта является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
Новизна опыта
- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
- в определении целей и результатов;
- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
- в обогащении жизненного опыта;
- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
- в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
В настоящее время я разработала много, природоведческих презентаций, перспективные планы прогулок?переспективный план по ознакомлению детей с комнатными растениями, разнообразные опыты с водой, песком, глиной и тд., консультации и памятки для родителей.
Цель.
-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;
- прививать трудовые природоведческие навыки;
- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности
Методологические основы.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
-Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
-Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом созданы оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка. Системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают элементарные экологические знания о природе у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.
Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.
Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.
Сформированности у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.
Наличие теоретической базы опыта
Свою работу с детьми дошкольного возраста я строю в соответствии
-с программой детского сада “
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания и признании самоценности дошкольного периода детства.
Мною разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через поисково-экспериментальную деятельность,
, пополнение пособиями сделанными своими руками нетрадиционное оборудование уголка «Эксперименты и опыты». Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровье сберегающие технологии Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка. Двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, закаливание, гимнастика, чередование поз во время проведения занятий, использование физкультминуток, пауз релаксации.
Теоретическая значимость работы
Состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме экологического воспитания дошкольников в условиях МБДОУ.
Практическая значимость работы
Особую значимость практической работы по экологическому воспитанию дошкольников я вижу как способ положительного влияния на ребенка, где открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта. Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.
-экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что то новое, расти исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю. Овладение детьми знаний о природе о здоровом образе жизни, использование здоровье сберегающих технологий, привело к снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.
Особое внимание уделяю теме экологического просвещения родителей. Сотрудничество её происходит через родительские собрания, индивидуальные беседы,консультации,. Участие родителей в выставках.
- формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через игру, наблюдения, чтения художественной литературы, стихов о природе, животных, явлениях.
Результативность опыта
Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты. Опыт отслеживался с сентября2011г. Практика работы показала следующие результаты, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2011 года, показала следующие результаты.
Низкий уровень-9 детей
Средний уровень-4 детей
Высокий уровень-0 детей
После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных методов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальные результаты улучшились. Диагностика проведённая в мае 2012года, показала следующие результаты.
Низкий уровень-1 ребёнок.
Средний уровень-8 детей
Высокий уровень-15 детей