Приложение МААМ

Педагогический опыт

Любовь Синицына
Педагогический опыт
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и перспективность опыта.

В настоящее время формирование представлений о воспитании патриотических чувств, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. В моём опыте, проявляется интерес к формированию у дошкольников любви к Родине. С раннего периода – этап накопления социального опыта жизни в условиях малой Родины, взаимоотношений, усвоения принятых норм поведения приобщая к миру родной культуры. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений человека с родными корнями. Его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного и ответственного отношения к малой родине.

Публикация «Педагогический опыт» размещена в разделах

Преобразования в стране в истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, стала более открытой; в молодёжной среде всё чаще отмечают факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый уклад жизни. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем личности самостоятельной и ответственной, способной создать представление о будущем. Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность милосердия, ценят правду и честность. А достаточно ли мы поддерживаем в них лучшие душевные качества? Достаточно ли уделяем внимания поступкам, помогаем ли им разбираться в проблемах, которые требуют принятия решения. Роль патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследуя нравственно- эстетические ценности родной культуры в самом нежном возрасте это естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Моя задача – отобрать впечатления, наиболее доступные детям: семья, труд людей, традиции. Яркие, образные эпизоды привлекают внимание детей, вызывают интерес. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, подумала, что показать и рассказать детям, какие выделить характерные особенности. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство ответственности за страну, в которой они живут.

Условия формирования опыта.

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача важная и сложная. Особенно, когда относится к детям дошкольного возраста. Сложность возникает тогда, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Дошкольный возраст, период становления личности, имеет свои возможности для формирования социальных чувств, к которым относится чувства патриотизма. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культур. Следует заметить, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по этому вопросу.

Но в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно –патриотического воспитания детей. Видимо, это закономерно, потому что чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять богатства своей страны.

Чувство Родины формируется у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с того, что видит ребёнок. И хотя многое им ещё не осознано, но всё пропущенное через детское восприятие, играет большую роль в становлении личности юного патриота.

Результатом этой деятельности стали разработки перспективно –тематических планов, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий.

Для закрепления знаний по различным направлениям патриотического воспитания организовываю мероприятия, которые отражают степень увлечённости той или иной проблемой и являются своеобразным итогом моей работы по самообразованию.

Разнообразны формы работы с семьёй знакомство с достопримечательностями города; создание своих родословных, оформление тематических альбомов «Мое семейное древо»,

«Моя семья», «Горжусь своим отцом».

Теоретическая база опыта.

На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе

являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», «О днях воинской славы (победных днях,

Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2001 – 2005 года».

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви

к родному краю, что нужно показать, о чём рассказать детям, выделить то, что характерно для данной местности, что есть только здесь.

Я продумала, как показать связь родного города со всей страной. Познавательный материал распределила по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно.

Система и последовательность моей работы по формированию патриотического воспитанию представлена частями.

В представленных частях распределены темы содержания работы нравственно – патриотического воспитания, который предполагает, целенаправленную работу во всех возрастных группах, учёт индивидуальных особенностей детей, активное взаимодействие всех участников процесса, которое обеспечивает преемственность в воспитательном процессе в системе «ребенок – педагог – родитель». Для успешной деятельности были выбраны следующие приоритеты: 1. Окружающие предметы, воспитывают в ребёнке чувство красоты, любознательность, должны носить воспитывающий и обучающий характер. 2. Широко использовать все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы. 3. Большое место в приобщении детей к культуре занимают народные праздники и традиции.

Технология опыта.

Цель опыта

Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств, у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своему, дому,

детскому саду, семье, улице, городу, Родине;

2. Формирование бережного отношения ко всему окружающему;

3. Развить интерес к русским и мордовским традициям;

4. Прививать чувство гордости, уважения РФ, Мордовии - герба, Флага, Гимна.

5. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путём соприкосновения к истории своей семьи.

6. Воспитывать гражданина – патриота Родины.

Результат в воспитании: дети любознательны, активны, интересуются неизвестным в истории Отечества, задают вопросы, проявляют больше самостоятельности в случае затруднения обращаются к взрослому.

Содержание моего опыта представлено по 3частям:

Часть «Моя семья» Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Связь со своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому.

Эта работа актуальна и трудна, она требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, не считают важными.

Часть «Родной город». Показать ребёнку, что родной город Рузаевка славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах и рассказать об их назначении.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо объяснить, что их город – частица Родины.

Часть «Родная сторона» Познакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у

ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагога, которые

находятся рядом с ним, особенно актуально в наши дни. Важно в

детском саду направить интерес ребёнка к людям других

национальностей, рассказать, где живёт данный народ, чем занимается. Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:

Проведение бесед, игр – бесед, которые планируют в утренние и вечерние часы;

Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме.

Игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий.

Досуговые мероприятия (спортивные игры, интеллектуальные игры, развлечения, сюжетно–ролевые игры)

Анализ результативного опыта. Проводя работу, ориентируюсь, как воздействуют нравственные представления на чувства каждого ребёнка. Обращаю внимание на содержание самостоятельно возникающих игр дошкольников. Дети анализируют, как отражается в играх то, о чём речь шла на НОД, во время экскурсий и прогулок, правильно отображают явления, как менялась содержание игры на одну и ту же тему, как исполняют роль, как заинтересованы игрой, какие роли им нравятся. Явления общественной жизни, если они затронули ребёнка, отражают в рисунках, в лепке, другой художественной деятельности, которое выполняют в свободное время по собственному желанию. Показателем интереса детей к нравственному- патриотическому воспитанию, я считаю содержание разговоров, беседы дошкольников друг с другом. Если они обсуждают то, что узнали из НОД, из передач по телевидению, то это говорит об их духовном развитии, об отношении к явлениям окружающей жизни. Постоянное, целенаправленное наблюдение за детьми позволяет судить об эффективности работы. Знает свои имя и фамилию, возраст, имена, отчества родителей, места работы. Могут рассказать о своём городе, называют свою улицу. Имеют представление о Российской армии, Дне Победы. Имеют представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ. Знакомы с традициями родного края и всей страны.

Трудоёмкость опыта.

Трудности в реализации данного опыта заключаются в следующем: 1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления проекта из – за большого объёма изучаемого материала.

Адресность опыта. Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольного учреждения, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Предложенный педагогический опыт можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как в НОД, так свободной деятельности. Родителям расширять представление дошкольников об окружающей действительности.

Публикации по теме:

Фотоотчет по проекту «Жить — Родине служить»Фотоотчет по проекту «Жить — Родине служить» Патриотизм как качество личности проявляется к любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В. И. Далю слово.

Проект «Мы помним героев»Проект «Мы помним героев» Цели проекта- обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о городах -героях. Дать представления о героях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 22:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Синицына (УИ 190019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД