Ольга Король
Обобщенный педагогический опыт
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 82 г. Карталы"
Автор: Король Ольга Михайловна
Развитие творческих способностей дошкольников с применением нетрадиционных техник и материалов в кружковой деятельности с использованием регионального компонента
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий содействующих творческому развитию дошкольников за счет максимального обогащения их личного опыта в процессе организации кружковой деятельности, используя нетрадиционные техники и материалы, с учетом регионального компонента.
Публикация «Обобщенный педагогический опыт» размещена в разделах
Актуальность
Актуальность опыта заключается в том, что современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области художественного воспитания. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка, поддержка инициативы в различных видах деятельности.
В современном мире появилось огромное количество разнообразных материалов для детского творчества. Наряду с привычными красками и карандашами немало удивительных вещей, которые подталкивают ребенка к творческой деятельности. Детям хочется получить навык работы с ними для дальнейшего применения в творчестве.
Из опыта работы можно выделить, что во время непосредственной образовательной деятельности не всегда можно реализовать современные нетрадиционные технологии, которые способствовали бы творческому развитию детей, так как регламент образовательной программы ограничивает нас временными рамками, тематическими неделями, необходимостью развития у детей определенных художественных умений. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная программа предусматривают наличие регионального компонента развития и воспитания детей дошкольного возраста. Урал - редчайшее место, которое всегда славилось своими мастерами и красотой. Обращение в творческой деятельности к культуре родного края, опора на знакомые образы природы, традиции дает большой простор для творческой деятельности дошкольников, позволяет воспитать всесторонне развитую творческую личность, ориентированную в традициях отечественной и мировой культуры.
В связи с этим, я поставила перед собой цель: подарить детям радость творчества, показать приёмы и методы работы с нетрадиционными материалами, продолжать знакомить с историей родного края. Поэтому тему своей работы я обозначила как «Развитие творческих способностей дошкольников с применением нетрадиционных техник и материалов в кружковой деятельности с использованием регионального компонента».
Новизна опыта
Новизна опыта в том, что кружковая деятельность позволяет объединить нетрадиционные техники, которые раньше использовались как отдельные элементы занятий, применять их в качестве основы для использования нестандартных материалов в творческой деятельности. Опора же на традиции историю и культуру Южного Урала значительно расширяет творческое поле деятельности детей, стимулирует к применению нетрадиционных технологий, дает возможность создать ситуацию успеха. Это способствует решению проблемы развития творческих способностей дошкольников.
Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества дошкольников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.
Технология опыта
Педагогический опыт приходит постепенно. И в ходе работы я поняла, что использование традиционных методов недостаточно для того чтобы дети могли более широко раскрыть свои творческие способности. Им очень сложно не имея достаточных навыков изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные кисть, карандаши, фломастеры. Использование же нетрадиционных материалов и техник помогает детям с разными изобразительными способностями лучше воплотить задуманное, повысить самооценку, развивает творчество.
Результаты диагностики позволили выявить, что дети пожелавшие заниматься в кружке имеют разный уровень развития воображения и художественно-творческих способностей.
Это поставило меня перед необходимостью выбирать такие методы работы, которые позволили бы всем детям независимо от уровня развития их творческих способностей почувствовать себя одинаково успешными. Изучив, методическую литературу по данной проблеме я разработала план кружка «Творческая мастерская».
Разнообразие в организации занятий, использования наглядного материала, художественного слова, музыки-все это помогает попасть детям и необычный мир творчества, приобщения к народной культуре. Это делает занятия живыми и интересными, помогает не только поднять уровень эстетического восприятия мира, но и дает толчок к развитию творческих способностей у дошкольников. Система кружковой деятельности включает не только обучение детей разнообразным нетрадиционным технологиям, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, народными промыслами.
В своей работе я использую такие формы организации и проведения занятий кружка, как беседы, просмотр презентаций, прослушивание музыкальных произведений, знакомство со сказками, дидактические игры, экспериментирование с различными художественными и нетрадиционными материалами, организация выставок народных промыслов Урала, наблюдения, экскурсии, фотовыставки, выставки творческих работ, конкурсы, развлечения, здоровье сберегающие технологии.
При организации кружковой деятельности использую следующие нетрадиционные материалы и техники:
• рисование поролоном, солью, по сырому, не стекле, на наждачной бумаге, пластилином, мыльными пузырями, на ткани, на пене для бритья, нитками;
• аппликация из фетра, из салфеток, из песка, из текстурной бумаги, из кружева, природного материала, бросового материала, из ниток;
• набрызг, граттаж, печать изображения, валяние шерсти, квиллинг, тестопластика, декупаж, конструирование из нетрадиционных материалов.
Для создания работы я использую с детьми несколько нерадиационных технологий сразу, т. к. любые нетрадиционные материалы и техники дают ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.
Знания, которые дети приобретают на занятиях, складываются в систему. Они учатся замечать изменения в творческой деятельности возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Истоки развития детей, в том числе и творческого, несомненно, идут из семьи, поэтому взаимодействие с родителями считаю неотъемлемой частью работы по развитию творческих способностей дошкольников.
Взаимодействие с родителями я осуществляю на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.
Например, на родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чем планировала заниматься с детьми в кружковой работе, объяснила, с какой целью это делается.
Интересной формой взаимодействия с родителями стали мастер- классы: «Секреты валяния», «Волшебница бумага», «Красота вокруг нас». Они получили эмоциональный отклик у родителей, желание сотрудничать в развитии творческих способностей детей и демонстрировать совместные поделки на выставках организованных после проведения мастер классов.
Консультации для родителей я стараюсь делать индивидуальными в виде буклетов, которые раздаю каждому родителю. Темы консультаций: «Творим дома», «Готовим руку к письму», «История валяния», «Аппликация в детском творчестве», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольника» и т. д.
Для привлечения родителей к совместному творчеству с детьми, внутри детского сада организую конкурсы семейных работ: «Семейный герб», «Украсим елочку» (выполнение творческих работ, с использованием разнообразных материалов). Совместно с родителями дети участвовали в региональном конкурсе «Город детства» (сайт 1obl.ru Мациевская Ксюша, а также в конкурсах организованных местным музеем: «Рождественская сказка», «Сказки живут на Урале». Познакомившись с различными техниками и материалами, родители становятся активными участниками оформления групповых помещений к праздникам.
Результативность
После проделанной работы проведено контрольное исследование художественно – творческих способностей детей посещавших кружок «Творческая мастерская».
Сравнивая результаты диагностик можно заметить существенную разницу уже в середине года. Уровень развития у детей художественно творческих способностей и воображения значительно повысился.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к использованию нетрадиционных материалов, к родному краю. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить новые способы применения нестандартных материалов, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Следовательно, использование нетрадиционных техник и материалов в творческой деятельности детей активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к творческому процессу, способствует эффективному развитию воображения и восприятия, делают природу и историю родного края привлекательной и знакомой.
Данная статья представлена на сайте детского сада: 2364.maam.ru/maps/news/66163.html