Вера Семеновна Шарый
Презентация мастер-класса для родителей и воспитателей Психоэмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей и родителей
(в соответствии с ФГОС)
«Психоэмоциональное благополучие
детей дошкольного возраста»
Автор составитель: воспитатель
Шарый Вера Семеновна
Москва 2016 г
Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи.
Повышение психолого–педагогической грамотности родителей
Познакомить педагогов со способами коррекции у детей психоэмоционального напряжения доступными для детей дошкольного возраста средствами и освоение их на практике.
Публикация «Презентация мастер-класса для родителей и воспитателей Психоэмоциональное благополучие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Материал: Буклет: «Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения» (приготовлен для каждого педагога)
Ход мастер-класса
1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
А начнем мы с короткой притчи (психологический настрой) :
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
Вот так и в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно.
2. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
-Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, весел и здоров.
и Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Психоэмоциональное здоровье и благополучие детей».
Здоровье человека можно представить в виде пирамиды, состоящей из четырех частей: физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной. К сожалению многие из нас основное внимание уделяют интеллектуальному развитию, физическому, но достаточно поздно начинают понимать важность еще и эмоционального психологического здоровья и благополучия ребенка.
А психологическое здоровье ребенка-дошкольника это :
адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познавательной и эмоционально-волевой);
способность к самоуправлению своим поведением;
адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться);
соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру
реакции (адекватность восприятия и реагирования).
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными.
Так в раннем детстве малыши живо и непосредственно реагируют на все происходящее Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.
С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Более понятными для детей оказываются такие эмоции как гнев, печаль, страдание, волнение, удивление, отвращение, страх, стыд.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно, объединив усилия педагогов-психологов, родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л. С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей.
4. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, тревожными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.
Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
«Факторы риска психоэмоционального здоровья и благополучия ребенка-дошкольника»
Их можно разделить на две группы:
• средовые (сюда входят неблагоприятная семейная обстановка или психотравмирующие ситуации в детском саду);
• субъективные (характер, темперамент, самооценка).
Формирование психоэмоционального здоровья происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Для ребенка очень важна спокойная доброжелательная атмосфера, внимание и понимание родителей и воспитателей.
Какие же условия необходимы для эмоционального развития детей?
1. Обеспечение психологической безопасности ребенка.
2. Игровая деятельность
3. Театрализованная деятельность
4. Социально-коммуникативное развитие: занятия, игры, упражнения, психологические речевые настройки.
Условия эмоционального благополучия в группе детского сада
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки :
для малышей - «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
для детей 4-5 лет - «дерево эмоций» или «уголок настроения», (в нашей группе-это «фонарик настроения», на котором ребенок, приходя утром, размещает цветную карточку в соответствии с настроением. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;
• для эмоциональной разрядки подходит «уголок уединения» с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 4-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.
Огромное значение на формирование психоэмоционального здоровья имеют навыки конструктивного общения с сверстниками и непосредственно с педагогами. Воспитатель вступает с детьми в личностное общение. Его главная цель — научить детей говорить о себе, своем опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах, мыслях и поступках. Воспитатель учит слушать другого, быть к нему внимательным, учит принимать других людей и проявлять к ним доброжелательность.
Следует помнить, если мы хотим видеть подрастающее поколение дружным, радостным и здоровым, для этого необходима единая нравственно-здоровая среда. И поможет нам в этом тезис: «Чтобы помогать детям становиться лучше, необходимо самим становиться такими, какими мы хотим видеть их».
Практическая часть
Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой. усвоению моральных норм и правил поведения
Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик- восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
. синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен
- Мы отправим мячик по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Педагоги обозначают цветом свое настроение.
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем
Ежедневные традиции:
1. Традиция каждое утро начинать с помощью общего приветствия. Например,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуйте, мои друзья!
После общего приветствия необходимо выяснить, кто из детей отсутствует. Если ребенок болен, то позвонить ему или написать коллективное письмо с пожеланиями быстрого выздоровления.
2. Традиция подведения итогов дня. В конце дня дети совместно с педагогом мысленно возвращаются к прожитому дню и складывают хорошие поступки в копилку добрых дел.
3. Традиция преподнесения всем детям регулярных подарков в виде различных, привлекательных для них предметов. В семье
Еженедельные традиции:
1. Традиция открытия предстоящей недели. Каждая новая неделя начинается «Утром радостных встреч».
Цель проведения:
-снятие эмоционального напряжения у детей при переходе от дней отдыха и пребывания в семье к обстановке детского сада;
-развитие эмоциональной сферы детей и взрослых, рефлексии, раскрытие потенциальных возможностей детей.
Технологические этапы:
1. Подготовительный. В пятницу, прощаясь с детьми, педагог делится своими планами на выходные дни, выражает радость по поводу того, что и дети родители проведут эти дни вместе. Воспитатель обращает внимание на то, что он будет скучать без них в выходные, и с радостью будет ждать встречи в понедельник.
2. Когда соберутся все дети в понедельник, произносится коллективное приветствие. Чтобы солнце нам сияло,
Чтобы горя мы не знали,
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
3. Проводится «Минутка радостных воспоминаний». Детям предлагается вспомнить радостные события, которые они пережили в выходные дни. Воспитатель делиться своими воспоминаниями о выходном.
4. Педагог организует совместные игры и этюды с детьми. Например, «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Ты – лев», «Заряд бодрости» и т. п.
5. Музыкальная встреча детей :
- прослушивание нового музыкального произведения;
- разучивание нового хоровода;
- внесение нового музыкального инструмента и включение его в мини оркестр.
6) Воспитатель рассказывает о том, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе.
7) Завершается утро «Сюрпризным моментом». Сюрпризным моментом может стать:
- встреча детей со сказочным героем;
- сценка из кукольного театра;
- встреча детей воспитателем, одетым в костюм какого-либо героя;
- получение посылки, которую приносит «необычный житель» группы.
Соблюдение традиций не должно явиться самоцелью в деятельности ДОУ. Они должны ограниченно войти в жизнедеятельность детского сада и позволить:
- каждому ребенку почувствовать свою значимость и необходимость в детском коллективе;
- понять свою самоценность; 1. Психологические речевые настройки : Цель: создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек - установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д. Я предлагаю примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми. Проявляйте фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:
• Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе, пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
• Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется чтобы такое настроение у нас
• у всех сохранилось до самого вечера. а для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
• Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро.
А в нашей группе тепло, светло и весело, а весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня будем с вами чаще улыбаться друг другу.
1. Установлению доброжелательности и отзывчивости поможет определённый алгоритм действий. Этот алгоритм можно выполнять с детьми ежедневно. (Воспитатели действуют в соответствии с заданиями) :
• Встать в круг (взгляд открытый).
• Посмотреть друг другу в глаза (в этот момент глаза излучают тепло и ласку).
• Встретиться глазами с каждым и мысленно поприветствовать.
• Упражнение «Дружеская нить имён». Каждый участник представляет своего соседа слева так, чтобы все прониклись к нему симпатией ( например: «Это Светланка», «Это наша умница Танечка» и т. д.).
• Упражнение «Здравствуйте». Это общение без слов. Основная цель – отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – общение без слов исключает споры, ссоры, договоры и т. д. Задание: поздороваться в кругу с тем, с кем тебе хочется. Встретиться глазами, помахать друг другу рукой, улыбнуться.
Этот приём помогает быстрому установлению контакта.
Упражнение «Зайки и слоники»
Упражнение «Дракон кусает свой хвост»
Следующее задание
направлено на воспитание добрых чувств, умение договариваться, распределять, находить общее решение. Вам предлагается раскраска «Морская сказка». И вы, одновременно работая над своей картинкой, через 7 минут превратите её в разноцветную. Необходимое условие: раскрашивать, не дожидаясь окончания работы другим, т. е. все вместе превращаем картинку в волшебное царство.
• Совместное творчество.
(После выполнения задания оформляется выставка совместного творчества и подводится итог).
Знакомство с новыми упражнениями на развитие эмоций.
Упражнение «Живые картинки»
(игра для работы с подгруппой детей 3-5лет)
Педагог поочередно рассматривает с детьми схематические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) - значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.
«Дорисуй портрет»
(игра для детей 4-7 лет проводится индивидуально или в подгруппе по 2-3 человека)
Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх - улыбающийся, радостный; с уголками вниз - грустный, расстроенный). А затем вместе с педагогом-психологом он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картине. Дети таким образом в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.
Этим несложным играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» можно научить не только детей, но и родителей.
Музыка
Одним из эффективных средств создания психологического климата является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности.
Для лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой влияние приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная – улучшает, неприятная – ухудшает деятельность.
При утомлении и нервном истощении. «Полонез» Огинского
При угнетенном меланхолическом настроении. «Аве Мария» Шуберта.
При выраженной раздражимости. «Сентиментальный вальс» Чайковского.
При снижении сосредоточенности внимания. «Времена года» П. Чайковского.
Расслабляющее действие романс Д. Шостаковича.
Тонизирующее воздействие. «Шербурские зонтики». Леграна.
«Сказочная радуга»
(игровое упражнение для работы с подгруппой детей 5-7 лет)
Под музыкальное сопровождение (например, можно использовать композиции из альбома А. П. Чайковского «Времена года») участники игры «превращаются» в разноцветные карандаши из коробки художника. Каждый «волшебный карандаш» пробует с помощью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует следующий участник, а правильно названные «карандаши» берутся за руки, образуя свою «волшебную» сказочную радугу. Последовательность ее цветов и их сочетание подробно обсуждается с дошкольниками. С очередным включением музыкального фрагмента волшебство завершается, а на память о «чудесном превращении» дети совместно с педагогом-психологом воспроизводят получившуюся у них радугу, выкладывая ее перед собой из цветных карандашей или рисуя на большом общем листе. Данное игровое упражнение не только способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.
Психодинамические танцы
Психодинамические медитации — это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.
Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.
Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.
Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».
Педагог включает музыку и дает детям различные задания:
• Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
• А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
• А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
• Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно.
Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире.
8. Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, релаксация.
(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… бесцветная! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.
Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. А какими вы хотите видеть ваших воспитанников, детей. И от вас зависит насколько будет комфортна эмоционально окрашена жизнь каждого ребенка, психоэмоциональное благополучие наших маленьких звездочек нашего будущего поколения.
Мастер-класс для педагогов и родителей в ДОУ подошел к завершению
Предлагаю всем педагогам, родителям нарисовать в серединке цветка смайлик, обозначающий их настроение на данный момент. Прикрепить свои цветы – настроение на общий лист – получится «букет эмоций».
«Нарисуй настроение»
Творческих вам успехов.