Надежда Лычова
«Летние бумажные фантазии». Из опыта работы кружка «Оригами» в летний оздоровительно-образовательный период
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани структурное подразделение,
реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования,
расположенное по адресу: 446026, Самарская область, г. Сызрань, ул. Октябрьская, д. 21
«ЛЕТНИЕ БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»
(из опыта работы)
в рамках окружной летней методической недели «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «„Летние бумажные фантазии“, Из опыта работы кружка „Оригами“ в летний оздоровительно-образовательный период» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лето
- Лето. Летние поделки и рисунки
- Опыт работы, практика
- Оригами для детей
- Поделки из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Лычова Надежда Николаевна
Лето! Это целых три месяца летних каникул!
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Очень важно педагогам выстроить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Таков основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) (принцип интеграции образовательных областей.)
Чем же занять воспитанников в эти дни? Мне нравится японское искусство – оригами, и мне захотелось увлечь своих воспитанников поделками из бумаги, я решила организовать студию «Летние бумажные фантазии».
Если художнику для работы требуется холст, краски, кисти, скульптору нужен песок, гипс или другой материал, то для создания поделки в стиле оригами нужен лишь один лист бумаги, поэтому очень легко и просто на прогулке можно организовать с воспитанниками творческую деятельность. Была бы лишь бумага под рукой.
Почему выбрала оригами? Да потому что «Оригами» – это мир, в котором каждый может изобразить вещь из листа бумаги и испытывать радость «созидателя».
Чем же полезно занятие оригами? Это прекрасная возможность не только угомонить и увлечь ребенка творческой работой в эти жаркие летние дни, но и дать почувствовать себя маленьким волшебником, который умеет творить чудеса.
Я поставила перед собой цель: развивать у детей конструктивные способности и художественное творчество.
Давно известно, что работа с бумагой развивает мелкую моторику рук, точные движения пальцев под контролем сознания, а вместе с этим и мышление юного «созидателя».
Затем обозначила задачи для дальнейшей работы :
- познакомить воспитанников с японским искусством – оригами;
- побуждать к созданию и видоизменению объемных форм;
- развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям
пальцев под контролем сознания;
- знакомить с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами;
- развивать индивидуальные качества: практический склад ума, гибкость интеллекта, рассудительность, неповторимость.
- вовлекать в коллективные формы продуктивной деятельности;
- формировать умение концентрировать своё внимание на выполнении работы.
Очень важно побуждать детей использовать продукт своего творчества – дарить близким и сверстникам, экспонировать или собирать.
Осуществлению поставленных целей и задач предшествовала большая предварительная работа, которая проводилась в течение года. Полученные детьми знания очень пригодились в работе с бумагой в студии : рассматривание иллюстраций в книгах – книжная графика, знакомство с произведениями живописи, экспериментирование с бумагой, чтение полюбившихся отрывков из народных сказок, наблюдения в живой природе во время прогулок, пальчиковые игры, знакомство с историей возникновения искусства оригами.
Я познакомила воспитанников с историей искусства «Оригами» в ходе интегрированной деятельности «Знакомьтесь – Оригами!». Рассказала, что «Оригами» – древнее японское искусство создания разных моделей из листа бумаги. Слово «Ори» - означает сложенная, «ками» - бумага. Впервые художественные изделия появились в Японии около 1000 лет назад. Позднее японец Акиро Йошизова создал азбуку оригами. Она была в виде рисунков и чертежей.
В ходе развлечения приняли участие «гости из Японии», которые исполнили японский танец, принесли детям подарки – журавликов – японцы зовут их «цугу», и предложили научиться делать таких же. Очень тронул детей рассказ о девочке по имени Садако Сасаки, которая, как и многие дети в Японии, погибла от лучевой болезни вследствие сброшенной бомбы на Херасиму. Я приготовила детям ролик про эту стойкую и мужественную девочку (ролик про Садако Сасаки). Предлагаю его и вашему вниманию. Дети проявили интерес к поделкам из бумаги. Но сделать журавлика дело трудное и мы решили начать с простого.
В своей работе использовала книгу Т. Б. Сержантовой «Оригами. Базовые формы». Сначала изучили с детьми линии сгиба: гора и долина. Очень важно научить делать четкие сгибы, чтобы фигурки легко сворачивались и принимали нужную форму. Сначала освоили простые базовые формы: книга, дверь, треугольник, змей. Затем формы сложнее - катамаран, двойной треугольник, двойной квадрат, конверт. Использовали пооперационные карты, которые помогали в работе. На них показана вся последовательность изготовления изделия. Дети легко ориентировались по ним и знали основное правило: чтобы поделка получилась, важно не спеша разобраться в схеме и ясно представить последовательность своих действий.
Работа велась в двух направлениях по блокам: «Предметы для игр на воздухе» и «Сказочные герои» : люди и животные.
Начали с простого. Мы делали с детьми из газет пилотки, которые потом с удовольствием сами и надевали, чтобы защитить голову от солнечных лучей. Тут же у мальчиков возникла сюжетно-ролевая игра «Мы – военные». В это жаркое лето пригодились деткам и веера, которые они смастерили в студии. Девочки их использовали в игре «Принцессы».
Самолетики и лягушат мы подарили ребятам из младшей группы. Малыши с удовольствием использовали их в своих играх. Вы видите, как увлеченно они запускают самолеты, воображая себя «летчиками».
Педагоги нашего коллектива много внимания уделяют оснащению предметно-развивающей среды для развития ребенка. Ежегодно проводятся конкурсы оформления участков летом. Многие конструкции сделаны своими руками, у каждой группы есть своя «изюминка» в оформлении. «Величественный капитан» на нашем участке сподвиг нас на создание двухтрубных пароходов. Мои воспитанники использовали их затем в играх «Морское путешествие», «В гости к Айболиту» и др. «Капитан» корабля, «мичман» и «боцман», а так же «юнги» отправились с удовольствием в путешествия и запускали свои поделки-кораблики в тазике с водой, который мы вынесли на участок на прогулку.
Сложнее было сделать сказочных героев. Но и это нам с ребятами удалось, из готовых работ мы сделали иллюстрации к сказкам. Ведь сказки так помогают духовному развитию личности ребенка, заботятся о его душе.
Работы со сказками украшают вестибюль нашего детского сада. Ребята хвастаются перед родителями, показывая свои работы, и у них возникает желание сделать ещё больше поделок. Сделали поделки более крупных размеров. Над ними трудились коллективно, а потом использовали для показа спектаклей на свежем воздухе. В качестве артистов выступали мои «студийцы» перед малышами. Показали им спектакли «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят». Громкими аплодисментами наградили благодарные зрители своих старших товарищей.
Я считаю, что игрушки, выполненные своими руками очень ценны! Они передают тепло нашей души, сделаны со вкусом наших пристрастий. Они индивидуальны и неповторимы.
По окончании работы студии «Летние бумажные фантазии» детям я вручила дипломы, удостоверяющие о том, что они теперь являются «волшебницами и магами», владеющими искусством оригами.
В моей презентации использованы: детские работы по оригами,
выполненные детьми моей группы, фотографии воспитанников, изображения базовых форм оригами, сведения о японском искусстве из интернета.
Я осталась довольна работой в этот летний период и советую всем педагогом использовать оригами как одно из средств развития у детей свободного художественного творчества.
Всем дальнейших творческих успехов!