Анастасия Рогачева
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация курсовой работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Слайд 1
Тема курсовой работы была определена следующим образом
Слайд 2
Адаптация как процесс приспособления организма к новой обстановке занимает значимое место в дошкольной педагогике. Это связано с тем, что детский сад для ребенка раннего возраста – это не только новый период в жизни ребенка, он, несомненно, является еще и неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Слайд 3
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка литературы.
Позвольте не останавливаться на научном аппарате работы.
В первой главе рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста как педагогической проблемы, решение которой осуществляется в дошкольной образовательной организации. Проанализированы психолого-педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых по поставленной проблеме. Выявлены концептуальные основы исследуемого феномена.
Слайд 4
Вторая глава посвящена практическим аспектам адаптации детей раннего возраста. Определено содержание работы по проблеме исследования в современной российской педагогической практике.
Слайд 5
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
В ходе анализа литературы было выделено три фазы адаптационного процесса : острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.
Слайд 6
Возрастные особенности детей раннего возраста и специфика изучаемого феномена потребовали нашего обращения к медико-психологической характеристике адаптации.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели.
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливается через 20 – 30 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке взрослого накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей, ведет себя агрессивно.
Следовательно, важно обеспечить оптимальные педагогические условия для успешного приспособления и адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к ДОО.
Слайд 7
Изучая данную проблему, можно выделить работы таких авторов как:
Е. О. Смирнова.
Аксарина, Н. М.
Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В.
Заводчикова, О. Г.
Костяк, Т. В.
Соколовская, Н. В.
Это позволяет утверждать достаточную теоретическую базу для достоверного раскрытия проблемы исследования.
Слайд 8
Психолого-педагогическое сопровождение процесса вхождения ребенка раннего возраста в образовательное пространство дошкольной организации предполагает следующие ступени
Первая ступень. Ознакомление членов семьи с особенностями пребывания ребенка в дошкольном учреждении – перечнем необходимых документов, режимом дня, рационом питания, требованиями, предъявляемыми к ребенку. Знакомство родителей и ребенка с воспитателями и группой. Необходимо выявить возможность ребенка к установлению тактильно-эмоциональных контактов, что чаще всего является гарантом становления положительных взаимоотношений с ребенком и его адаптации в целом.
Вторая ступень. Посещение ребенком группы кратковременного пребывания на базе дошкольного учреждения, которое впоследствии ребенок будет посещать. Режим работы – совместное пребывание ребенка с близким взрослым в течение 2-3 часов. В группе осуществляется стимуляция двигательной и познавательной активности посредством организации занятий, нацеленных на психомоторное, сенсорное, речевое развитие, становление основ самосознания, приобретение первичного опыта общения со сверстниками и посторонними взрослыми. Занятия проводятся с учетом принципа постепенности и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Медико- психологическое сопровождение осуществляется врачом и психологом дошкольной образовательной организации.
Третья ступень. Самостоятельное посещение ребенком детского сада. Жестких границ между второй и третьей ступенями нет, одна «плавно» перетекает в другую. Психолого-педагогическое сопровождение детей, поступивших в дошкольную организацию, по разработанной трехступенчатой программе показало, что адаптация проходила наиболее успешно, срок ее прохождения сокращался, наименьшее количество факторов вызывало у детей затруднение, что обеспечило развитие ресурсов поддержки психического и физического здоровья детей. Таким образом, определяющими психолого-педагогическими условиями успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации являются : ознакомление родителей с условиями пребывания в учреждении, организация групп кратковременного пребывания, оптимизация взаимодействия детей в группе, совместная работа с родителями по оптимизации адаптации.
Слайд 9
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Слайд 10
На основании изучения научных работ Баркан А. И. и Бондаревской Е. В. нами были выделены, следующие показатели успешной адаптации :
- отсутствие отрицательных и наличие положительных эмоций;
- отсутствие реакций страха;
- наличие познавательного интереса (к совместной деятельности, к игре, к окружающим, к изобразительной деятельности);
- сформированность коммуникативной деятельности (легко вступает в контакт, приглашает играть);
- отсутствие отказа от двигательной деятельности, отсутствие излишней возбудимости;
- сон (спокойный, глубокий);
- аппетит (хороший).
Слайд 11
Анализ педагогических исследований позволил определить педагогические средства адаптации детей раннего возраста :
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка.
3. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.
4. Сказкотерапия.
5. Музыкальные занятия и развитие движений.
6. Игровые методы взаимодействия с ребенком.