Елена Меренкова
Проект «Край Донской — край казачий»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд
1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю свой опыт работы по теме: Приобщение дошкольников к народной культуре своего края «Край донской – край казачий» как средство формирования духовных ценностей.
Публикация «Проект „Край Донской — край казачий“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Современные требования ФГОС подчёркивают формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры дошкольников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Слайд 2
Я как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, работаю в соответствии с государственными требованиями, с учетом основных принципов ФГОС, в тесном контакте с воспитателями и специалистами доу. Используемая мной методическая литература также соответствует федеральным государственным требованиям. (перечень литры. Представлен на слайде
Слайд 3
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, т. к. сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Возникает проблема формирования национального, этнического самосознания, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое должно стать духовным стержнем возрождения России, воспитания любви к отечеству, к своей «Малой родине» - Донскому краю.
Слайд 4
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Начинается оно с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе: это и город, и станица, в котором он живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птиц. И, хотя многие впечатления еще не осознанны ребенком глубоко, но они пропущены через детское восприятие, а потому играют огромную роль в становлении личности патриота.
Моя работа представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. В целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через знакомство с народной культурой и традициями донского края, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к духовным ценностям и культуре своего народа.
Слайд 5
Предварительная работа: Диагностика дошкольников с целью выявления уровня знаний по данной теме (диагностика в форме бесед)
Результаты диагностики: показали, что у дошкольников недостаточно сформированы знания об истории, традициях и культуре донского края, но дети хотят больше узнать о своём крае; поближе познакомиться с обрядами, православными праздниками, народными, подвижными, хороводными играми и песнями.
Актуальность моей деятельности.
Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально – культурные ценности. Поэтому такой подход к дошкольному образованию требует создание условий для приобщения ребенка 21 века к национальным ценностям, истории родного края.
Слайд 6
У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос, где живут его родители, дедушки, бабушки, друзья. Его дом, двор, улица, город, село. Как бы не сложилась жизнь человека, его всегда тянет в родной край. Место, которое он никогда не забудет. Мы с вами живём на донской земле. У этой земли яркая и богатая история, самобытная и интересная культура.
Слайд 7
Через приобщение к устному, музыкальному фольклору народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру. Семья, педагоги, окружающие взрослые должны создать благоприятные условия для приобщения детей к богатствам народной культуры, и духовным ценностям своего края.
Поэтому так важно выработать у дошкольников уважения к традициям и народной культуре своего края, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.
Слайд8
3. Цель моей деятельности.
Цель: Создать систему работы по приобщению дошкольников к народной культуре и национальным традициям, обычаям донского края, к духовному богатству многих поколений.
Реализацию данной цели осуществляю через решение следующих задач:
1. Привлечь внимание детей к изучению истории развития донского казачества.
2. Познакомить детей с особенностями жизни и быта казачества, традициями и праздниками этого народа.
3. Развивать творческий потенциал детей в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной и игровой деятельности средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций родного края.
4. Воспитывать ценностное отношение к родной земле, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению.
Слайд 9
Планируемые результаты моей деятельности:
Должны знать:
1. Знать историю и традиции народа, устное народное творчество казаков, праздники и народные игры.
2. Предметы деревенского быта, домашней утвари, кухни.
3. Особенности народного костюма, музыкальный фольклор.
4. Исконно-народные слова и понятия Донских казаков.
Должны уметь:
1. Осознавать свою национальную принадлежность.
2. Применять полученные знания о культуре Донского края в разных видах деятельности и самостоятельном творчестве.
Слайд 10
5. мероприятия, проводимые по реализации моей деятельности.
1. Выбор и анализ методического материала.
2. Обогащение и разнообразие развивающей среды наглядными и дидактическими материалами, учитывая возрастные особенности.
3. Подбор музыкального материала: песен, танцев, аудиозаписей.
4. Изготовление атрибутов к танцам
5. Беседы- знакомить детей с казачьими песнями и плясками, учить видеть красоту донских напевов
6. Знакомвство (видео-презентаций) «Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества
7. Знакомство (видео) и разучивание танцев казаков
8. Знакомство с казачьим фольклором, сказками
9. Знакомство и обучение казачьим играм и забавам :
10. Знакомство с музыкальными инструментами: гармонь, балалайка, ложки, трещотки.
11.«Обряды и праздники на Дону» (презентация) - познакомить со своеобразием обрядов, религией донских казаков
12. Написание сценариев и проведение музыкально – фольклорных праздников и развлечений;
Слайд 11.
Приобщения дошкольников к народной культуре своего края процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Евгений Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Формирование духовных ценностей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и народной культуре своего края и страны в целом, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Слайд 12
Создание мини музея в детском саду позволяет ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа. Музей «Казачья курень» знакомит детей с промыслами Семикаракорского фаянса, с предметами быта и обихода казаков, так же в мини-музеи я провожу с детьми беседы, музыкальные репетиции.
Слайд 13 три слайда
Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором живет ребенок, помогает конечно -же обстановка праздников.
В нашем детском саду накоплен богатый опыт по проведению календарных праздников и развлечений. Но сейчас я хочу остановиться на фольклорных и православных. (которые в последние годы становятся уже традиционными). Во время бесед с детьми я знакомлю их с особенностями этих праздников.
Так каждую осень в нашем детском саду (9 октября) мы празднуем престольный праздник нашей станицы Апостола Евангелиста Иоанна Богослова.
Слайд 14 два слайда
Наш народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях: весной сеяли пшеницу и подсолнухи, сажали овощи, растили сады и виноградники, а осенью дружно убирали весь урожай.
После уборки урожая наступала пора праздника «Осенины» — Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Осенины -Осени именины. Фольклорный осенний праздник «Осень На Дону» «Донская ярмарка»
Слайд 15
В январе месяце мы устраиваем рождественские встречи, в гости к детям приходятнастоятели храмов Иоанна Богослова отец Александр и настоятель храма Великомученицы Варвары Отец Владимир.
Слайд 16 два слайда
Ежегодное проведение фольклорного праздника «Масленицы» в нашем детском саду стало уже традиционным и любимым праздником для детей. Масленица – самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про масленицу, про блины, которые нужно есть и про чучело, которое нужно сжигать (проводить до следящей зимы). Но знать это одно, а увидеть, а ещё лучше поучаствовать в этом совсем другое дело.
Слайд 17
Пасха для детей– это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и воспринимают. В наших силах рассказать детям эту историю настолько красочно и доступно, чтобы они прониклись атмосферой святого праздника.
Слайд 18
С целью воспитания у дошкольников любви к малой Родине – Донскому краю в мае месяцев нашем саду прошёл фольклорный фестиваль «Мой край родной мой край любимый», в котором принимали участие дети всех возрастных групп. Юные казачата показали свою ловкость и выносливость в играх, побывали в атмосфере казачьего быта – импровизированном курене, дети песни пели, плясали, играли, да шутками "перебрасывались». Очень важно хранить культуру и традиции своего народа, прививая тем самым любовь к родному краю, уважение к истории своих предков с малых лет. Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие мы должны сохранить и познакомить с ним наших детей.
Слайд19
Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые, с раннего возраста должны знакомить детей с историей нашей Родины, учить пользоваться богатством культурных и духовных традиций нашего края.
Слайд20
в заключении хотелось бы сказать
В ходе работы ребята более глубоко знакомятся с историей и традициями своего народа, устным народным творчеством казаков, праздниками и народными играми, предметами деревенского быта, домашней утвари, особенностями народного костюма, музыкальным фольклором. Ребята учатся осознавать свою национальную принадлежность. Применять полученные знания о культуре Донского края в разных видах деятельности и самостоятельном творчестве. Они с удовольствием играют в казачьи игры, поют песни и танцуют.
Таким образом, приобщая детей к народной культуре своего родного края, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А мы все с вами знаем, что народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
Спасибо за внимание!
- Цель ФОП: разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, исторических и
национально-культурных традиций