Исмаилова Cание Алеевна
Урок по изодеятельности во 2 классе «Изображение линий»
▼ Скачать + Заказать документы
Название предмета: ИЗО
Класс : 2
Тема урока : Что такое ритм линий? Изображение весенних ручьёв.
Тип урока : изучение нового материала
Цели урока : формирование умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать ее возможности в собственном творчестве; закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке; учить приемам композиции; формирование навыков пользования линейкой; укрепление межпредметных связей (математика).
Планируемые результаты урока :
Публикация «Урок по изодеятельности во 2 классе „Изображение линий“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные: Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Научатся: видеть линии в окружающей действительности; фантазировать, изображать весенние ручьи,задумчивые, тихие и стремительные.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.
Личностные: Понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
Оборудование урока : иллюстрации, учебник.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа о средствах рисунка.
О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и рассказов, слушая музыкальные произведения и всматриваясь в картины художников. Но поэт, музыкант и художник воспевают мир, природу каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики передают свои впечатления о мире часто с помощью черного и белого цветов на бумаге.
Слово «графика» – производное от греческого «графо» («черчу», «пишу», «рисую»). Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и выразительными средствами графики.
Рисунок образуется линиями, штрихами и петлями.
Штрих – это короткий след пера или карандаша, он приобретает значение вместе с другими штрихами, создавая тон, пятно.
Линия – это след более протяженный. Это один из самых главных и наиболее выразительных элементов рисунка. Линия может то утолщаться, то утончаться, то усиливаться, то ослабевать до полного исчезновения.
Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает графический образ. В силу доступности материально-изобразительных средств, быстроты выполнения, ясности изобразительного языка, произведения графики получили массовое распространение (особенно с XIV века, в Европе – с изобретением книгопечатания, а на Востоке – и еще раньше).
Разнообразие материально-технических и изобразительных средств и приемов позволило использовать графику в различных целях, вследствие чего в графике сложились отдельные виды и жанры:
– станковая (самостоятельного значения, на отдельных листах);
– книжная;
– плакат;
– промышленная (в торговле, открытки, проспекты, буклеты и т. п.);
– газетно-журнальная;
– учебно-оформительская ( обслуживает учебно-воспитательный процесс: карты, графики, наглядные пособия, наглядная агитация).
По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными, светотеневыми, тоновыми (тональный, силуэт).
Силуэт – простейший вид тонового рисунка – контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.
Самое темное у художника – это карандаш, самое светлое – бумага. Он берет самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между этими крайностями.
III. Графические упражнения.
Этапы выполнения упражнений:
Рис. 1
Рис. 2 1) Лист расположить горизонтально (рис. 1) :
а) делим его пополам линией сверху вниз;
б) еще раз делим пополам образовавшиеся прямоугольники вертикальными линиями.
2) В прямоугольнике 1 (см. рис. 2 на с. 121) штриховку наносим в виде сетки линиями, идущими в противоположном направлении, образовывая мелкую прямоугольную клетку. Заполняем весь квадрат (линии доводим до сторон прямоугольника). Расстояние между линиями одинаковое.
Рис. 3 3) В прямоугольнике 2 (рис. 3) рисуем волнистые линии (волны и расстояние между ними одинаковые).
Рис. 4 4) В прямоугольнике 3 (рис. 4) линии зигзагообразные.
Рис. 5 5) В прямоугольнике 4 (рис. 5) рисуем линии наклонные или точки.
Рис. 6 6) В прямоугольнике 5 (рис. 6) рисуем линии по кругу от центра и концентрические окружности.
Рис. 7 7) В прямоугольнике 6 (рис. 7) рисуем спирали.
Рис. 8 8) В прямоугольнике 7 (рис. 8) рисуем линии вначале толстые, в полную силу, а в конце – еле видные.
Рис. 9 9) В прямоугольнике 8 (рис. 9) рисуем снежинку или много снежинок.
Мы заполнили две левые полосы.
Теперь переходим к третьей полосе (слева, а справа – вторая). Здесь мы работаем или черной и белой гуашью, акварелью либо графическими материалами (карандаш, уголь, фломастер и т. п.).
10) Прямоугольник 9 мы закрашиваем черной краской.
11) Прямоугольник 12 или оставляем белым, или закрашиваем белым.
12) Прямоугольник 10 закрашиваем смесью белого и черного ( в соотношении 1:2).
13) Прямоугольник 11 закрашиваем смесью черного и белого ( соотношение 1:2).
Получится растяжка от черного к белому, через серые.
14) В прямоугольнике 13 (рис. 10) придумаем какой-нибудь сюжетный рисунок: горы, лес, ручьи, речки, травка, ежик, зайчик и т. п.
– Ребята, а что можно нарисовать линиями из наших прямоугольников 1–8?
Рис. 10
IV. Работа над заданием.
На тонированной бумаге или подмалевке изображаем весенний лесной пейзаж с использованием графических упражнений.
В рисунке обязательно должны быть весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Задание посвящено ритмической организации места с помощью линий. Ритм линий – важнейшее средство композиционной выразительности.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Экспресс-выставка, анализ выполненных работ.